В конце июля 1937 года специальное постановление ЦК КПСС открыло эпоху массовых репрессий, получивших название сталинских по имени "вождя и учителя всех народов", по воле которого были уничтожены и замучены миллионы наших сограждан.
Репрессии проводились и до 1937 года, и после, но именно этот год стал своего рода нарицательным образом, символом сталинизма.
Спустя 70 лет 1937 год и эпоха Сталина в целом не ушли в историческое прошлое, они продолжают оставаться предметом жарких споров и общественных дискуссий. Фигура Сталина как бы продолжает незримо жить среди нас, кого-то привлекая, кого-то отпугивая. Таковы выводы, которые можно сделать по результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившегося в этом году.
И сегодня, несмотря на то что в стране сменилось не одно поколение, 1937 год остается символом сталинского террора. На вопрос, с чем связан в памяти 1937 год, почти половина опрошенных вспомнили, что это был год сталинского террора, жестоких массовых репрессий. 44% опрошенных затруднились указать, с чем связан 1937 год, что важного и значительного происходило в это время в стране. Кое-кто (2--3% опрошенных) назвал массовый голод, промышленный рост, индустриализацию страны, начало фашизма, просто "трудные для всех времена".
Просьба респондентам назвать конкретные фамилии известных людей, пострадавших в эти годы от репрессий, поставила в тупик три четверти опрошенных, не сумевших вспомнить ни одной фамилии. Чаще других назывались Михаил Тухачевский (6%), Александр Солженицын (4%), Василий Блюхер, Николай Бухарин, Андрей Сахаров (по 2%), Николай Вавилов, Георгий Жженов, Георгий Жуков, Григорий Зиновьев, Лев Каменев, Сергей Киров, Сергей Королев, Осип Мандельштам, Константин Рокоссовский, Лев Троцкий (по 1%). Особенно большие затруднения вопрос предсказуемо вызвал у молодой части опрошенных.
Как показал опрос, репрессии 30-х годов затронули огромные слои общества. И сегодня 20,1% россиян помнят своих родственников, либо погибших в заключении, либо тех, кто получил свой срок в сталинских лагерях. В основном, конечно, о репрессированных родственниках помнят представители старших поколений. Среди тех, кому за 60 лет, почти треть (29%), по их собственным словам, имеет родственников, пострадавших в те годы. Среди молодежи эта цифра почти вдвое меньше -- 14--15%, а это означает, что примерно половина молодых людей ничего не знает и не помнит о репрессированных дедах и прадедах. Если ориентироваться на более компетентное мнение старшего поколения россиян, не менее трети российских семей было затронуто репрессиями тех страшных лет.
Хотя точная цифра репрессированных россиян и сегодня остается предметом дискуссий историков, ясно, что речь идет о миллионах человек, пострадавших в годы репрессий. На вопрос, как бы вы оценили число жертв сталинских репрессий, большинство опрошенных остановились на порядке цифр в несколько миллионов человек (35,7%), 19,5% назвали цифру в несколько сот тысяч, 13,3% -- в несколько десятков миллионов человек, а 4,2% -- в несколько десятков тысяч. На цифре в несколько миллионов замученных сошлись представители практически всех возрастных и социальных групп.
Кто в наибольшей степени пострадал от маховика массового насилия в те годы? Против кого были главным образом направлены репрессии? Больше всего на слуху у современных россиян такие социальные группы, как интеллигенция, деятели культуры, науки, искусства. Эту группу как наиболее пострадавшую назвали 51,2% опрошенных россиян. Действительно у людей на слуху имена Всеволода Мейерхольда, Николая Вавилова, Осипа Мандельштама и других творческих гениев страны, павших жертвой сталинского произвола. 30,5% россиян вспомнили военнослужащих -- процессы 1937 года вынесли смертный приговор Михаилу Тухачевскому, Иерониму Уборевичу, Ионе Якиру и другим виднейшим военачальникам, стоявшим у истоков создания советских вооруженных сил.
По мнению 20,6% опрошенных, в наибольшей степени от репрессий пострадали простые обычные граждане, которых брали "без разбору". 18,4% назвали священнослужителей, 18,1% -- евреев, латышей, представителей других национальных меньшинств, в наибольшей степени пострадавших от "национальной политики", проводимой "вождем всех народов". 16,9% опрошенных вспомнили крестьян, 16,4% -- рабочих, 14,4% -- партийных работников. По мнению 11,3% опрошенных, пострадавшие представляли собой политическую оппозицию Сталину, 6,4% назвали сотрудников НКВД, других силовых структур той эпохи, и лишь 5,1% считают, что пострадали преимущественно "шпионы и вредители", согласно официальной версии тех лет, а 2,1% думают, что сталинские репрессии были обращены против спекулянтов, воров и бандитов.
Были ли репрессированные в чем-то виноваты? 50,6% опрошенных россиян дают на этот вопрос сегодня отрицательный ответ -- нет, в основном, по их мнению, репрессиям подверглись честные граждане, которые были просто оклеветаны. 32,3% допускают мысль, что какая-то часть из репрессированных в 1937 году действительно была в чем-то виновата. Тех, кто придерживается иного мнения, совсем немного -- около 5%. Так, 3,6% опрошенных считают, что в основном репрессированные были виноваты хотя бы тем, что их основу составляли коммунисты, сами в эпоху Гражданской войны погубившие несметное число жизней, а 1,5% склонны доверять официальной версии Сталина и Ежова, согласно которой в 1937 году были уничтожены вредители, шпионы, саботажники и прочие враги советской власти. Последняя немногочисленная группа опрошенных состоит преимущественно из пожилых людей с невысоким уровнем образования.
Если эти 1,5% "адвокатов сталинизма" полагают, что Сталин, пойдя на массовые репрессии, "сделал правильный и необходимый шаг", мнения остальных групп о том, кто виноват в происшедшем, какова степень личной вины Сталина, существенно разделились. 32,8% полагают, что в репрессиях была вина отнюдь не одного Сталина, а всей созданной им системы власти, по мнению 18,6% , это было сознательное преступление, совершенное лично Сталиным, которому не может быть найдено никаких оправданий. 19,2% называют случившееся в 1937 году крупной ошибкой Сталина, связанной с его повышенной мнительностью. 16,2% разделяют хрущевскую версию о "перегибах" -- по их мнению, бороться с врагами народа в те годы было необходимо, но "в пылу борьбы" пострадали и многие невиновные люди.
Однозначно негативно оценивают современные россияне чистку верхушки вооруженных сил, связанную с историей 1937 года. Так, 69,5% опрошенных считают уничтожение руководства Красной армии одной из главных причин неудач и поражений в первые месяцы Великой Отечественной войны. По мнению 9,1% опрошенных, репрессии военнослужащих никак не отразились на обороноспособности Красной армии, а 3,1% даже видят в проведенных чистках позитивный эффект: по их мнению, в результате обороноспособность Красной армии только возросла.
Несмотря на раздающиеся голоса о необходимости посмертной политической реабилитации Сталина, отношение большей части россиян к нему остается все-таки скорее негативным. Так, 15,4% полагают, что Сталин за все годы его правления сделал для страны больше хорошего, а 32,9% придерживаются противоположной точки зрения, согласно которой Сталин сделал больше плохого. Однако еще больше тех (37,4%), кто считает, что при Сталине было примерно поровну и плохого, и хорошего. Главным "оплотом" почитателей Сталина остаются нынешние сторонники КПРФ -- среди них соотношение 40% против 16 в пользу того, что Сталин сделал для страны больше хорошего.
Приведенные цифры показывают: несмотря на то что сталинские репрессии вызывают осуждение подавляющего большинства граждан, однозначная оценка Сталина как исключительно "темной личности" все-таки тоже не прижилась, современные поколения россиян предпочитают давать сталинской эпохе более сдержанные, неоднозначные оценки.
Историческая фигура Сталина вызывает значительный интерес и в связи с его проекцией на "день сегодняшний". Правда, речь идет скорее о мифологизированном Сталине, чем о реальном. Наблюдая перманентный "бардак", всеобщую расхлябанность и коррумпированность, простой обыватель нет-нет да и вспомнит о "жесткой руке" товарища Сталина и произнесет обычную для таких случаев фразу: "Нам нужен новый Сталин!"
Как показал опрос ВЦИОМ, 5,7% россиян готовы безусловно присоединиться к мечте о "новом Сталине", 12,4% готовы это сделать с известными оговорками, а 74,4% не готовы поддержать приход "нового Сталина", причем 40% из них в достаточно категорической форме. О новом Сталине продолжают мечтать 47% сторонников КПРФ и 23% сторонников ЛДПР, а также около 14% сторонников "Единой России".