Время новостей
     N°185, 10 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.10.2007
Пожарная команда
У правительства не оказалось плана борьбы с резким ростом цен на продовольствие
Правительство Виктора Зубкова, похоже, действительно бросает все силы на борьбу с разбушевавшейся не на шутку инфляцией, новый толчок которой дал резкий рост цен на ряд основных продуктов питания. Не успел президент в понедельник днем поручить правительству принять сдерживающие меры, как вечером того же дня кабинет министров решил ввести экспортные пошлины на пшеницу и ячмень и снизить импортные пошлины на молоко и молокопродукты. А вчера «антиинфляционный поход» начала Федеральная антимонопольная служба, заявившая, что «оперативно» проверит продовольственные рынки, на которых отмечен рост цен. Эксперты, опрошенные "Временем новостей", впрочем, сомневаются в том, что эти пожарные меры позволят достичь сколь-нибудь значимых результатов. Налицо явное отсутствие внятной антиинфляционной политики, без которой невозможно ликвидировать фундаментальные причины, вызывающие рост потребительских цен. И проверка рынков, на которых весной этого года само правительство дестабилизировало ситуацию, изгнав в буквальном смысле часть продавцов (с иностранными паспортами), к разрешению этих фундаментальных проблем точно не приведет.

Государственная дума вчера единогласно приняла обращение к правительству, в котором просит объяснить причины резкого повышения цен на основные продукты питания. Этот документ при всем уважении к депутатам можно считать риторическим. Правительство само до конца не понимает, почему так растут цены и что можно сделать, чтобы остановить этот крайне неприятный процесс. Накануне члены кабинета уже пытались дать ответ на этот вопрос, причем не депутатам, а самому президенту. Но не особенно в этом преуспели.

Следует напомнить, что инфляция в сентябре составила 0,8%, что ровно в восемь раз выше показателя августа. При этом с 2002 года октябрьская инфляция всегда была минимум в два раза выше сентябрьской, а инфляция в ноябре--декабре превышала октябрьскую. Рост цен по итогам 2006 года составил 9%, а в этом году, по прогнозу правительства, не должен был превысить 8%. Впрочем, с учетом того, что по итогам сентября прирост цен уже составил 7,5%, правительство перестало сопротивляться неизбежному. Речь уже идет не о том, чтобы уложиться в 8%, а о том, чтобы не выйти за пределы прошлогодних 9%. Но для этого надо в первую очередь «найти и обезвредить» причины роста цен.

«Это связано с несколькими факторами, прежде всего идет устойчивое повышение спроса со стороны растущих экономик -- Китая, Индии; есть спрос на сельхозсырье, на использование его в виде альтернативного вида топлива -- биотоплива», -- объясняла министр экономического развития Эльвира Набиуллина в понедельник на встрече с президентом. Глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович также солидарен с этой точкой зрения. «Этот процесс (имеется в виду рост цен. -- Ред.) происходит и во всем мире, и в России», -- заявил он вчера журналистам.

Однако не до конца понятно, почему процесс идет везде, а такая высокая инфляция только у нас. «Безусловно, роль внешних факторов и прежде всего большого притока валюты в страну крайне велика, но нельзя все сводить только к этому, ведь внешние факторы действуют наряду с внутренними», -- говорит президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев. По его словам, главные внутренние факторы, вызывающие инфляцию, -- высокая монополизация как на федеральном, так и на региональном рынках и недостаточно благоприятный предпринимательский климат прежде всего для малого и среднего бизнеса, который не позволяет реагировать на повышающийся спрос повышающимся предложением товаров. «Ну и, наконец, еще одно обстоятельство: выборный год -- это всегда раздача, и в 2007 году уже были внесены поправки в бюджет, которые привели к заметному росту госрасходов, что, безусловно, явилось дополнительным фактором инфляции», -- сказал г-н Нечаев «Времени новостей».

Аналитик Экономической экспертной группы Мария Катаранова также не склонна объяснять рост инфляции исключительно внешними факторами. «Третий месяц подряд наблюдается ускорение темпов роста цен на непродовольственные товары, которые (темпы. -- Ред.) в ближайшие месяцы еще более увеличатся. Думаю, тут сказывается влияние на инфляцию монетарных факторов, и, возможно, в какой-то степени эти факторы также определили динамику цен на продовольственные товары», -- сказал она «Времени новостей». «Во втором квартале наблюдались ускоренные темпы роста денежной массы, и сейчас с определенным лагом это сыграло свою роль», -- поясняет аналитик.

Премьер-министр Виктор Зубков уже после встречи с президентом собрал экстренное совещание по выработке мер для ограничения роста цен. На совещании было принято решение ввести экспортные пошлины на зерно -- 30% на ячмень и 10% на пшеницу. Об этой мере говорится уже месяца два. Кроме того, планируется снизить с 15 до 5% импортные пошлины на молоко, масло, сыр и творог. «Какого-то кардинального изменения ситуации на внутреннем рынке это (введение экспортных пошлин на зерно. -- Ред.) не вызовет. Потому что в значительной степени рост цен связан не с дефицитом зерна, а с высокой монополизацией рынков, о которой я уже говорил», -- отмечает Андрей Нечаев. Более того, продолжил он, «мы потеряем рынки, которые только-только завоевали, селяне потеряют реальные доходы, которые могли бы иметь в том числе благодаря хорошей внешней конъюнктуре по зерновым».

Что касается снижения импортных пошлин на молоко и молокопродукты, то, как уверен г-н Нечаев, «эта разовая мера» также «серьезного эффекта в масштабе всех инфляционных процессов в стране иметь не будет». «И опять-таки в ситуации высокой монополизации рынков и достаточно высокого уровня монополизации в самом импорте большой вопрос, приведет ли это к снижению цен или же к дополнительной прибыли импортеров», -- размышляет он. «Одни только меры таможенной политики принципиально изменить ситуацию вряд ли смогут», -- оценивает ситуацию Мария Катаранова.

Между тем в Госдуме уже родилась "теория заговора". По мнению парламентского большинства, причины роста цен в «слабости производства», сговоре фирм-посредников и завышенных ценах в сетевых магазинах. «Сетевые компании имеют слишком высокую рентабельность, и на прилавки продукция попадает с ценой значительно большей, чем могла бы быть», -- заявил вчера председатель Госдумы, лидер "Единой России" Борис Грызлов. В помощь правительству законодательная власть предлагает ускорить рассмотрение законопроекта о продовольственной безопасности, законодательно закрепить перечень продуктов первой необходимости, по которым будет установлено государственное регулирование цен.

Впрочем, по мнению г-на Дворковича, «искусственно регулировать цены нецелесообразно, поскольку это приведет к дефициту продуктов и к очередям, а в дальнейшем -- к тому же самому росту цен». Но он поддерживает меры таможенно-тарифного регулирования.

Последние дни показали, что борьба российских властей с инфляцией не носит планомерного характера, а ведется, что называется, в пожарном порядке. Как считает Андрей Нечаев, у власти нет внятной и эффективной антиинфляционной политики. «Центробанк практически все время ставит на одну и ту же лошадь -- на укрепление курса рубля, но, как мы видим, этот антиинфляционный инструмент не очень срабатывает». -- говорит он. Не до конца сработал и механизм стерилизации избыточной денежной массы в стабфонде. «Получилось, что мы как бы левой рукой через налоги изымаем деньги, а правой -- все более активно начинаем их раздавать», -- говорит г-н Нечаев. «Что касается тарифов естественных монополий и других регулируемых государством тарифов, которые дали сильный вклад в инфляцию в начале года, тут не видно сдерживающей роли правительства. Отраслевые лоббисты оказываются явно сильнее антиинфляционных усилий правительства», -- считает экономист.

«Последовательная антиинфляционная политика у нас, к сожалению, только на бумаге. Центробанк каждый год пишет, что борьба с инфляцией -- приоритет. При этом получается так, что она отходит на второй план. Кроме того, совершенно не прописаны механизмы, с помощью которых будет снижаться инфляция», -- отмечает Мария Катаранова.

Вера СИТНИНА, Михаил ВОРОБЬЕВ