Документы о незначительном дорожно-транспортном происшествии
можно будет оформлять без участия сотрудников автоинспекции. Такое право, а также ряд других новшеств, облегчающих процесс компенсации ущерба, обещают автовладельцам поправки в закон об ОСАГО, предложенные правительством и принятые в первом чтении Госдумой. «Поправки увеличивают предельный размер страхового возмещения, упрощают процедуру получения страховых выплат, предусматривают порядок прямого возмещения убытков, вводят новые условия оформления полисов, удобные для пенсионеров и инвалидов. То есть решают те проблемы, о которых чаще всего говорили автомобилисты», -- изложил вкратце суть инициатив правительства первый зампредседателя Госдумы Олег Морозов. По его словам, поправки обобщили правоприменительную практику, накопившуюся за четыре года действия закона об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов.
В частности, новая редакция закона предполагает, что фигуранты ДТП смогут обойтись без посредничества ГИБДД, если ущерб не превышает 25 тыс. руб. и все стороны согласны в оценке его размера и не оспаривают вину. Кроме того, вводится система прямого урегулирования убытков: в случае ДТП владелец пострадавшей машины получит право обратиться с требованием страховой выплаты к компании, с которой он заключил договор об «автогражданке» (а не к страховщику водителя -- виновника столкновения).
Особое внимание в законопроекте отводится
компенсациям за причиненный в ДТП ущерб здоровью. По данным Минфина, в 2006 году страховые выплаты, возмещающие ущерб вследствие гибели в ДТП, были осуществлены только в 5 тыс. случаев, в то время как их было 32 тыс. Из 285 тыс. человек, получивших травмы, страховое возмещение получили только 10 тыс. В случае принятия Госдумой документ снимет ныне действующее ограничение страхового возмещения, выплачиваемого всем пострадавшим в ДТП. Законопроект предполагает, что «в случае причинения вреда жизни и здоровью» каждому потерпевшему могут выплатить до 160 тыс. рублей.
Вместе с тем поправки увеличивают срок рассмотрения компанией-страховщиком заявления потерпевшего до 30 дней (согласно предыдущей редакции закона этот период вдвое меньше), но при этом ужесточают ответственность за затягивание выплаты страховой суммы -- страховщик должен будет выплатить неустойку в размере 1/75 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки. Пени в Минфине считают вполне действенным рычагом воспитания страховщиков. «Учитывая, что средние выплаты по стране составляют 23 тыс. руб. в год, ежемесячно эта сумма может составлять порядка 950--960 руб.», -- говорит замминистра финансов Сергей Шаталов.
Тот факт, что правительство вносит столь существенный пакет поправок в законопроект об ОСАГО, касающийся миллионов россиян, вице-спикер Морозов отметил особо. «Это означает, что мы приходим к пониманию того, что закон вовсе не «священная корова», -- заявил он. -- Публичное признание упущений в нем и их достаточно оперативное устранение -- это и есть цивилизованное законотворчество».
«Жаль, что потребовались четыре года для того, чтобы внести изменения, которые предлагались еще тогда, когда закон об ОСАГО рассматривался и принимался», -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Он считает, что большинство поправок пойдет на пользу участникам дорожного движения, но «дело в деталях» -- в том, как новшества в законодательстве будут реализованы на практике. «Важно также то, что останется в законопроекте ко второму чтению, потому что очевидно, что страховщики, имеющие мощное лобби в Госдуме, будут отстаивать свои интересы и будут делать все возможное, чтобы выхолостить позитивное содержание поправок», -- подчеркнул г-н Похмелкин. По его мнению, жертвой страхового лобби может стать, в частности, идея прямого урегулирования ДТП без участия сотрудников ГИБДД. «Закон вводит ограничения по сумме -- ущерб не должен превышать 25 тыс., но на глазок это определить будет крайне сложно. Кроме того, надо будет составлять схему столкновения, но не все этим владеют», -- пояснил депутат.
Виктор Похмелкин указал и на то, что в нынешнем законодательстве отсутствует четко прописанная процедура «полюбовного расхождения» участников ДТП. «Это еще одно из слабых мест законопроекта, -- подчеркнул парламентарий. -- Его можно устранить ко второму чтению, но я боюсь, что в нынешней предвыборной горячке этого не произойдет. Депутатам не до этого, а страховщики, напротив, тщательно следят за прохождением законопроекта и постараются максимально усложнить эти процедуры». Ведь, как заметил г-н Похмелкин, если закон позволяет оформлять ДТП без участия сотрудников милиции, то надо внести изменения и в Правила дорожного движения. В противном случае ситуация будет выглядеть как оставление места ДТП (напомним, что по ч. 2 статьи 12.27 КоАП за это полагается штраф от 1 до 1,5 тыс. руб. либо лишение водительских прав на срок до полугода или даже административный арест до 15 суток).
Фактически подтверждая слова депутата Похмелкина, член думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам и президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль заявил вчера, что ко второму чтению законопроект надо существенно поправить. В частности, по его словам, «необходимо дополнить проект прямыми нормами, устанавливающими основания для отказа в страховой выплате при упрощенной процедуре оформления документов». По мнению г-на Коваля, после ДТП водители зачастую не всегда могут верно определить размер ущерба. «Могут быть и скрытые дефекты, а документы подписаны, и водители уже не могут предъявлять претензии», -- настаивал глава Союза страховщиков.
Представители нескольких страховых компаний, к которым обратилась за комментарием газета «Время новостей», также заметили, что не могут сказать ничего определенного по поводу новшеств в оформлении ОСАГО до тех пор, пока законопроект не примет окончательную форму, то есть до рассмотрения его во втором чтении.