Спецслужбы Дагестана
вновь озабочены участившимися столкновениями с боевиками, среди которых оказываются молодые люди 16--20 лет. С начала недели силовики провели сразу несколько спецопераций по задержанию бандитов и их пособников. В Махачкале осада квартиры, где засели всего два человека, велась более десяти часов. А в лесах Карабудахкентского района поиски группы боевиков предположительно в десять «штыков» продолжаются уже четвертые сутки. По мнению силовиков, на территории Дагестана вновь активизировались «агитаторы», вовлекающие в бандформирования местную молодежь. Кроме материального вознаграждения за боевые вылазки, по данным оперативников, бандиты предлагают молодежи оплачивать обучение в мусульманских институтах за рубежом.
Начало спецоперации в Махачкале положило задержание в понедельник вечером на улице Тимирязева 33-летнего Залимхана Мусаева. Оперативники вышли на него, расследуя недавние убийства милиционеров. Вечером 2 октября в городе Дагестанские Огни в нескольких метрах от городского УВД неизвестные демонстративно расстреляли участкового и сержанта ППС. 4 октября уже в центре Махачкалы возле кафе «Якорь», расположенного в 100 м от центральной площади города, аналогичным образом был убит замкомандира спецроты батальона ДПС Эдуард Гераев. Преступник также с криками «Аллах Акбар» подбежал к милиционеру и, выстрелив ему в голову, забрал табельное оружие. А в воскресенье неизвестные застрелили начальника ГИБДД Шамильского района Дагестана Наби Гитиномагомедова, который приехал в столицу на совещание в МВД. Преступник также забрал у милиционера пистолет. Экспертиза установила, что все убийства были совершены из одного и того же оружия.
8 октября около 21.30 спецназ окружил один из частных домов в Махачкале по улице Тимирязева, где, как предполагалось, прятались убийцы милиционеров. Застигнутые врасплох, находившиеся в доме мужчины оказать уверенного сопротивления не смогли. Однако взять спецназовцам удалось лишь Мусаева. Его подельник прорвался через оцепление, ранив одного из омоновцев в плечо. Зато у Мусаева был найден самодельный револьвер -- тот самый, из которого, по данным экспертизы, были застрелены милиционеры.
Как признался на допросе Мусаев, сбежавший Уллубий Балатханов, скорее всего, направился на другую конспиративную квартиру сепаратистов, снятую две недели назад 18-летним Юрием Нестеровым на улице Орджоникидзе. Штурмовать ее спецназовцам пришлось более десяти часов по всем правилам подобных операций. Сначала были эвакуированы жильцы пятиэтажки. Затем милиционеры попытались уговорить бандитов сдаться. Те ответили выстрелами. К полуночи у дома появился БТР. Ожесточенная перестрелка велась до самого утра, при этом осажденные отстреливались только из пистолетов и автоматов, а спецназовцы применяли гранатометы. Ночью стало ясно, что один из находящихся в квартире уничтожен. В 8.30 силовики заявили, что бой окончен -- спецназовцы сверху пробили потолок в осажденной квартире и забросали помещение гранатами.
Вместе с Балатхановым в квартире убитым был найден Юрий Нестеров -- уроженец Ямало-Ненецкого округа, который, по данным местного участкового, переехал в Дагестан пять лет назад вместе с родителями и не так давно принял ислам. И если про Мусаева и Балатханова в МВД сразу же сообщили, что они входили в террористическую группу «Шариат», которая «специализировалась» на убийствах силовиков, то каким образом Нестеров был связан с ней, вчера никто сказать не мог. Республиканские спецслужбы предположили, что бой на улице Орджоникидзе стал первым и последним «боевым заданием» Юрия Нестерова. Как выяснилось, он погиб почти сразу после начала штурма.
Еще несколько «молодых» бойцов, подозреваемых в пособничестве боевикам, были задержаны в понедельник в селе Солнечное Хасавюртовского района. 16-летнего Ахмеда и его 20-летних товарищей Рамзана, Руслана и Арсена доставили в ГОВД. Молодые люди поначалу отрицали свою причастность к боевикам. Но во время обыска у них в домах оперативники обнаружили несколько сим-карт для мобильных телефонов и экстремистскую литературу. По версии милиционеров, молодые люди помогали доставать продукты питания, медикаменты боевикам группировки Салмана Махтиева.
При этом милиционеры посетовали, что сейчас молодежи фактически нечем заняться в свободное от учебы время, а помогать боевикам их подбивают приходящие периодически из лесов «матерые бандиты». Они раздают парням экстремистскую литературу, учат изготавливать бомбы, а за услуги платят. Бороться с такими «соблазнами», по мнению представителей республиканских спецслужб, нужно на правительственном уровне. Иначе, по мнению местных милиционеров, могут вновь возникнуть инциденты, аналогичные ЧП, случившемуся летом прошлого года на границе Дагестана и Чечни. Тогда в пограничной зоне этих республик были уничтожены 13 и задержаны пятеро дагестанских парней, младшему из которых было 16, старшему -- 20 лет. Спецслужбы установили, что на территории Дагестана в то время действовала своеобразная агитационная бригада, которая призывала подростков идти воевать против федеральных сил. Арестованные молодые люди рассказали, что направлялись в один из лагерей боевиков на территории Чечни.