|
|
N°185, 10 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Космоторг на Байконуре
Сумма ущерба от упавшего «Протона» будет определена до конца года
Россия и Казахстан продолжают торговаться по поводу суммы ущерба, нанесенного ракетой «Протон-М», упавшей недалеко от Джезказгана. «Пострадавшая сторона», каковой считает себя в этой ситуации Казахстан, свое расследование закончила, однако страховые компании потребовали право произвести собственный расчет, дабы не расходиться в цифрах с правительственными комиссиями. Точную сумму выплат должны определить до конца года. «Мы поставили задачу до первого декабря решить все вопросы по определению ущерба и в 2007 году завершить работы по выплате компенсаций всего того, что связано с ликвидацией последствий аварии», -- цитирует слова министра по чрезвычайным ситуациям Казахстана Виктора Храпунова РИА Новости.
Напомним, что российская ракета «Протон-М», стартовавшая с Байконура с японским спутником на борту, упала в Улытауском районе Карагандинской области, в 40 километрах юго-западнее города Джезказган, на второй минуте полета. После крушения найдено было 119 обломков ракеты, а на месте падения остова образовалась воронка диаметром 45 метров и глубиной 20 метров. Однако главная претензия казахстанских властей -- это «гептиловый дождь»: из топливного бака ракеты вылилось на Улытауский район крайне ядовитое топливо. Ущерб от этого «дождя», по предварительной оценке министра чрезвычайных ситуаций республики, составил 75 млн долл. Но сумма может и измениться.
Глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов также считает, что «экономический ущерб надо перепроверить». Однако г-н Перминов заверил, что у российской стороны «нет никаких задних мыслей о том, чтобы что-то не выплачивать, в том числе и экономический ущерб от падения «Протона». Очевидно, что российская сторона заинтересована в том, чтобы поскорее разобраться с компенсациями. Ведь после ЧП Казахстан «парализовал» запуски самой «популярной» российской тяжелой ракеты «Протон-М», наложив мораторий на полеты носителей этого типа до окончания расследования причин катастрофы. Между тем очередной старт «Протона» планировался российским агентством уже на 25 декабря.
При этом г-н Перминов не считает, что казахстанская сторона намерена шантажировать партнеров, добиваясь повышенных выплат. «Правительственная комиссия России не связывает выплаты по ущербу от аварии «Протона-М» и возобновление пусков «Протонов» с Байконура, -- заявил вчера на пресс-конференции в Астане глава «Роскосмоса». -- Согласно двусторонним соглашениям необходимым условием возобновления запусков ракет является выявление причин, приведших к аварии, и принятие мер по недопущению технических неисправностей. Это нами уже сделано». Как пояснил г-н Перминов, причиной падения «стало нештатное разделение первой и второй ступени из-за повреждения кабеля управления». Неисправными оказались, как и предсказывалось ранее, разрывные болты, поломка которых и привела к отключению двигателя. «Нами отработана методика по недопущению такой неисправности на будущее», -- попытался задобрить казахстанскую сторону глава «Роскосмоса».
Результаты работы будут продемонстрированы премьер-министру Казахстана Кариму Масимову, который сегодня посетит Байконур. Ожидается, что премьеру должны показать стартовый стол и технический комплекс ракет-носителей «Протон» и доказать, что профилактические работы после аварии были проведены в полном объеме. В «Роскосмосе» надеются, что после этого власти Казахстана и примут решение о возобновлении полетов.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ