|
|
N°185, 10 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игорь Грудин: Гарантирую медали на Олимпиаде
На прошлой неделе женская сборная России под руководством Игоря Грудина завоевала золотые медали на чемпионате Европы в Италии и получила путевку на пекинскую Олимпиаду-2008. О том, какие трудности у команды возникли в финальном матче с Испанией, об истинных причинах изменений в тренерском штабе после прошлогоднего первенства мира и о наших олимпийских перспективах на летние Игры в Китае наставник россиянок Игорь ГРУДИН рассказал специальному корреспонденту «Времени новостей».
-- В финале перед большим перерывом ваши подопечные имели запас прочности в 20 очков, а затем он сократился до четырех. Что произошло с нашими девушками?
-- Получив большое преимущество, девушки немного расслабились, потеряли ту концентрацию, с которой играли первые 20 мин. Когда соперницы нас серьезно прихватили и забили несколько трехочковых бросков, пошла нервозность, начались потери мяча. Я далек от той мысли, чтобы кого-то конкретно обвинять в этом неудачном отрезке. Естественно, когда мы отпразднуем нашу победу, я проанализирую финальный матч поминутно, подробно изучу все статистические выкладки, несколько раз посмотрю видеозапись. На самом деле, даже когда от нашего перевеса осталось всего четыре очка, я ни на мгновение не терял уверенности в победе. Знал, что в самый нужный момент бойцовские качества наших девушек, со многими из которых я несколько лет работал в самарском клубе, позволят дожать испанок.
-- Тогда чем объясните столь разительную перемену в действиях сборной Испании?
-- Это импульсивная, эмоциональная команда с ярко выраженным лидером -- Амаей Вальдеморо. Поскольку работаю с ней в клубе, могу точно сказать, что за свою национальную сборную она играет с гораздо большим настроем. Чемпионат проводился в теплой Италии, и для нее, южного человека, это тоже было на руку. В таких условиях она и ее подруги чувствуют себя более комфортно, нежели где-нибудь в центре Европы или на ее Севере. Видимо, в перерыве финала испанки и их тренер нашли друг для друга какие-то слова, завелись и вернулись на площадку другой командой. Мы еще до игры знали, что предстоит тяжелая борьба на протяжении всего матча, никаких мыслей о разгроме не было, и, возможно, быстрый отрыв в счете обернулся снижением общего настроя. Полагаю, не стоит больше зацикливаться на перипетиях финала. Главное -- мы выиграли и стали чемпионами Европы, мы едем на Олимпиаду. На двухнедельном празднике баскетбола именно сборная России была главным действующим лицом.
-- Впервые в тренерском штабе сборной работал иностранный специалист -- словачка Наталья Хейкова из подмосковного «Спартака». В то же время лишь в качестве зрителя в Италии находился ваш бывший помощник Валерий Луничкин. Чем вызвана эта рокировка?
-- С Луничкиным у меня лично по-прежнему нормальные отношения, нет никакого конфликта, и мы не совсем отказались от его услуг как специалиста и как председателя тренерского совета РФБ по женскому баскетболу. После чемпионата мира от игроков поступали просьбы снизить некую негативную ауру в команде. Они считали, что от Валерия Георгиевича исходят пессимистичные настроения, он всегда критически настроен. С другой стороны, привлечение Хейковой произошло по моей инициативе. Считаю, в женской команде должна быть прослойка между мужчиной-тренером и игроками, поскольку есть определенные нюансы, в которых лучше разберется женщина. К тому же у Хейковой колоссальный опыт участия в турнирах высокого уровня, она семь раз выводила команды на «Финал четырех» клубной Евролиги, у нее хороший характер, она человек с юмором.
-- Тяжело работать в таких условиях, когда победа -- это успех, а второе место неминуемо бы означало вашу отставку?
-- На меня эта ситуация не давила. Неприятно то, что во время чемпионата Европы в некоторых СМИ уже назывались фамилии моих возможных преемников на посту главного тренера сборной. Относительно жесткой задачи на турнир все справедливо -- она была поставлена на исполкоме Российской федерации баскетбола, я сам лично задал себе такую планку, и девчонки мечтали во что бы то ни стало повторить успех мужской сборной. Конечно, для игроков их обязательство занять на чемпионате Европы только первое место стало дополнительным стрессом.
-- На что Россия может рассчитывать на Олимпиаде?
-- Перед Италией я гарантировал «золото» -- и мы его добились! Сейчас я могу твердо обещать: в Пекине наше место на пьедестале почета. Точно будем в призерах, и не оставляю надежды на лучший результат. Твердо говорить о победе не могу, так как на Олимпийских играх другой уровень соперников -- есть сборные США и Австралии, а вот медали какого-либо достоинства у России должны быть обязательно.
-- Широк ли вообще круг кандидатов в сборную, если смотреть на год вперед?
-- Уже в Италии я пожалел, что не взял на турнир Марину Кузину, тренировавшуюся с нами вплоть до отъезда. Решение «отцепить» ее давалось мне крайне мучительно, и сейчас я понимаю -- сделал ошибку. Отсутствие в Италии лучшего молодого игрока России по итогам 2006 года Елены Данилочкиной обусловлено только ее болезнью в период подготовки. В ряде контрольных матчей она отлично себя зарекомендовала, и, не будь проблем со здоровьем, я обязательно бы взял Лену на чемпионат Европы. Если прибавить этих двух девушек к «золотой» дюжине -- получается 14 человек. Кто-то наверняка проявит себя в новом клубном сезоне и расширит кандидатский список. Несколько американок изъявили желание получить наше гражданство, причем во время чемпионата Европы Деанн Нолан уже стала россиянкой. По регламенту Международной федерации баскетбола, в каждой сборной может быть только один натурализованный игрок. Баскетболисткам из США придется конкурировать за место в национальной команде России не только между собой, но и со всеми нашими девушками. Подчеркиваю, жестко резервировать одну вакансию для натурализованных игроков мы не станем, они будут отбираться в сборную на общих основаниях.
-- У вас в России хватает критиков и недоброжелателей. Звучит абсурдно, но не могу не спросить: уверены, что именно вы повезете сборную на Олимпиаду в качестве главного тренера?
-- Вопрос вполне по делу. Кому-то очень не хочется, чтобы Грудин оставался у руля национальной команды, этим критикам-теоретикам вообще не нравится мое присутствие в российском баскетболе. Минувшим летом баскетбольный мир полнился слухами, что я заключил контракт с французским клубом, хотя я остаюсь в структуре ЦСКА. Несмотря на все это, надеюсь, что доработаю со сборной по меньшей мере до окончания олимпийского цикла.
-- Давно ощущаете субъективное к себе отношение?
-- В 1995-м на своем первом чемпионате Европы в роли главного тренера женской сборной страны я привел команду к бронзовым медалям. И хотя на предыдущем турнире Россия стала седьмой, о нашем третьем месте в Чехии как об успехе не говорилось. Скорее, считали, что Грудин проиграл полуфинал. Через четыре года, уже при новом руководстве федерации в лице Валерия Кузина и, соответственно, больших финансовых возможностях, сборная под началом тренерского тандема Евгений Гомельский -- Вадим Капранов на «Евро-1999» стала третьей. Это было уже преподнесено как значительный успех. В новом цикле моей работы со сборной Россия была второй на чемпионате континента-2005, но там в финале произошел несчастный случай -- чешки забили нам решающий мяч на последних секундах. Затем мы выиграли «серебро» чемпионата мира, причем нанесли поражение непобедимой прежде американской команде, сейчас стали лучшими в Европе и все равно есть недовольные Грудиным...
Беседовал Илья ТРИСВЯТСКИЙ, Кьети--Москва