|
|
N°13, 25 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудно быть «дочкой»
Газпромбанк в поисках себя
В основе стратегии развития Газпромбанка на ближайшие годы -- диверсификация клиентуры и выстраивание современной системы управления рисками. Об этом заявил вчера Юрий Львов, назначенный главой банка в сентябре прошлого года новым менеджментом «Газпрома». «Основная наша задача -- стать максимально конкурентоспособными в преддверии вхождения России в ВТО», -- сказал г-н Львов. В ближайшие два-три года, говорит он, Газпромбанк планирует вдвое увеличить все ключевые показатели.
Газпромбанк, несмотря на такие события, как смена собственного менеджмента и менеджмента у своего главного акционера, закончил 2001 год с неплохими результатами. Балансовая прибыль по российским стандартам, увеличившись по сравнению с 2000 г. в 1,9 раза, достигла 1,1 млрд рублей, суммарные активы составили 136,8 млрд рублей (в 2000 г. -- 83,4 млрд рублей), собственный капитал -- 21,9 млрд рублей (в 2000 г. -- 18,6 млрд рублей). Клиентская база увеличилась на 4 тыс. корпоративных клиентов, составив к концу года 18,5 тыс. клиентов.
Для достижения целей, которые ставит перед собой новое руководство, ему, совершенно очевидно, нужно справиться с проблемой, которую безуспешно пытался решить прежний менеджмент Газпромбанка и «Газпрома», -- проблемой их взаимного позиционирования. Газовый концерн, вложивший в банк 700 млн долл. на этапе его создания, никогда не мог определить, нужен ему Газпромбанк только для обеспечения всех расчетов или еще и как бизнес-инструмент для извлечения прибыли. На деле же получалось, что банк сам зарабатывает на сотрудничестве с «Газпромом», будучи его кредитором.
Газовый концерн владеет 87% акций банка. При этом на «Газпром» по итогам 2001 года приходится, как заявил вчера г-н Львов, 65% кредитного портфеля банка. «Мнение о Газпромбанке как закрытом банке клубного характера -- это миф», -- заявил вчера зампред правления ГПБ Кирилл Левин, подчеркнув, что только в прошлом году банк пополнил клиентскую базу предприятиями электроэнергетики, военно-промышленного комплекса, атомной промышленности, металлургии и пищевой отрасли. При этом, поясняет г-н Левин, Газпромбанк в любом случае ориентируется либо на клиентов-экспортеров, либо на те предприятия, чья продукция имеет устойчивый внутренний спрос.
Замгендиректора рейтингового агентства Интерфакс Михаил Матовников считает, что на пути к диверсификации клиентуры Газпромбанк достиг неплохих результатов. «Несколько лет назад на «Газпром» приходилось 93% кредитного портфеля банка, год назад -- 73%, сейчас -- 65% -- это хороший прогресс», -- говорит г-н Матовников. Тем не менее, считает он, «достичь заявленных целей по росту показателей нереально при тесном взаимодействии с «Газпромом», поскольку в этом случае рост показателей банка будет ограничен динамикой добычи газа и цен на него». Михаил Матовников считает, что потенциал для диверсификации у Газпромбанка есть, но намеренно отказываться от кредитования «Газпрома» ему не только нереально, но и не нужно. Тем более что стремление к диверсификации ограничено как объективными, так и субъективными обстоятельствами. «Газпром» -- весьма желанный заемщик, и не всем так везет, как Газпромбанку», -- говорит г-н Матовников. С другой же стороны, несмотря на то что газовый концерн в отличие от других российских компаний всегда имел доступ к заемным ресурсам, его аппетиты поглощали и кредитные возможности дочернего банка. Потенциально на этой почве может возникнуть и конфликт интересов между менеджментом концерна и банка, полагает г-н Матовников.
Андрей ДЕНИСОВ