Перспектива возвращения Юлии Тимошенко на пост премьер-министра Украины заставила Москву
перегруппировать силы на газовом направлении. Детали подписанных вчера соглашений об урегулировании долга, возникшего в цепочке поставок газа на Украину, так и не обнародованы. Однако комментарии президента России Владимира Путина и главы правительства Виктора Зубкова,
сделанные после встреч с действующим украинским премьером Виктором Януковичем, не оставляют никаких сомнений в цели проведенных маневров.
В ближайшее время «Газпром» станет владельцем значительного объема газа, который сейчас находится в подземных хранилищах на Украине и формально принадлежит швейцарской компании RosUkrEnergo (50% ее акций владеет «Газпром», 50% -- украинские предприниматели Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин). Таким образом, «Газпром» получил стратегический
рычаг воздействия на топливный баланс Украины и застраховал газ от возможных кавалерийских атак г-жи Тимошенко, направленных на ненавистного ей швейцарского трейдера.
Визит в Москву премьера Украины Виктора Януковича российские переговорщики использовали для демонстрации силы. Реального торга не было: все было согласовано накануне и подписано до встреч с главой украинского правительства. Поэтому г-н Янукович выступил в роли статиста, лишь заслушав вердикт. Сначала Виктор Зубков сообщил ему, что «на начало октября объем долга перед «Газпромом» составил около 2 млрд долл.» вместо ранее заявленных 1,3 млрд долл. По словам российского премьера, «значительная часть -- 1,2 млрд долл. -- из украинской задолженности будет погашена путем передачи в собственность «Газпром экспорта» газа, находящегося в подземных хранилищах». «Газпром экспорт» становится собственником (этого газа. --
Ред.)», -- повторил г-н Зубков. А еще 929 млн долл. долга будет погашено за счет собственных оборотных средств «Укргазэнерго» и «Нафтогаза Украины» до 1 ноября.
Украинский премьер без энтузиазма согласился: «Мы создали механизм, который позволит нам урегулировать этот вопрос». И добавил, что Украина придает огромное значение сотрудничеству с Россией в топливно-энергетическом комплексе.
Затем г-на Януковича принял Владимир Путин, который не преминул закрепить эффект от новых газово-политических реалий. «Я очень рад, что и на уровне компаний, и на уровне правительств этот вопрос решен, -- сказал президент России. -- Но мы должны понимать, и хочу, чтобы украинские коллеги знали об этом: мы будем исходить из того, что газ, который у нас имеется, будет направляться на нужды прежде всего украинских потребителей. Я бы вас просил так настраивать правительственные структуры, хозяйствующие субъекты, что это будет уже в значительной степени не тот газ, который поступает по трубе и по известному графику из России, а тот, который нужно поднимать из ПХГ».
«Мы это хорошо понимаем», -- только и смог сказать украинский визитер.
В то же время стало понятно, что реальная просроченная задолженность украинской стороны перед «Газпромом» составляет меньше 1 млрд долл. И сформировалась она в связи с неплатежами со стороны «Укргазэнерго» и «Нафтогаза Украины»: второй задолжал первому около 700 млн долл., а тот в свою очередь не заплатил RosUkrEnergo 929 млн долл. Как пояснил вчера глава юридического департамента «Газпрома» и исполнительный директор RosUkrEnergo Константин Чуйченко, 200 млн долл. «Укргазэнерго» должно перечислить до 22 октября, а до конца месяца полностью погасить задолженность. «Подписанное соглашение позволяет нам в случае нарушения украинской стороной сроков погашения существующей задолженности уменьшить подачу природного газа пропорционально неоплаченной сумме в период после 1 ноября», -- подчеркнул он. Источник «Времени новостей», близкий к сделке, уточнил, что первый транш должник проведет за счет собственных средств, а для возврата основной суммы долга рассчитывает получить деньги с «Нафтогаза Украины». Впрочем, менеджер украинского госконцерна на условиях анонимности усомнился в перспективах столь скорого получения денег от «Нафтогаза». По его словам, у самой компании сейчас нет такой суммы и нет возможности занять ее на рынке. Тем более что сразу после формирования нового правительства ожидается смена руководства этой украинской госкомпании.
С оставшейся частью задолженности (на 1,2 млрд долл.), о которой поведал г-н Зубков, разобраться сложнее. Ни в «Газпроме», ни в RUE не говорят, каков реальный объем долга. По информации «Времени новостей», по сути, за исключением 929 млн долл., его вообще нет. Существует обычная схема реализации газа через дружественного посредника, который платит деньги материнской компании после продажи сырья конечному потребителю. RosUkrEnergo за лето передал на хранение «Нафтогазу Украины» около 10 млрд кубометров газа с целью продать их в отопительный период в основном на экспорт. За часть из них он по сложившейся практике должен был рассчитаться с «Газпромом» уже после реализации газа на рынке. При этом известно, что значительный объем экспортных продаж RUE приходится на европейские «внучки» «Газпрома» (прежде всего на Gazprom Germania). Скорее всего, именно к ним перейдет право собственности на газ в ПХГ, просто произойдет это досрочно. При этом реально никаких изменений в самой схеме поставок не будет. Таким образом, этот объем будет застрахован в случае, если г-жа Тимошенко попытается разделаться с RosUkrEnergo.
Какой именно объем газа в украинских ПХГ скоропостижно поменяет владельца, участники сделки не раскрывают. Ранее министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко говорил о 5 млрд кубометров на сумму 650 млн долл. Однако вчера Виктор Зубков говорил о зачете газа на 1,2 млрд долл. Впрочем, если речь идет именно о передаче газа, предназначенного для поставок в Европу, то объем 5 млрд кубометров выглядит актуально. Дело в том, что на Украину RUE поставляет газ по 130 долл. за тысячу кубометров, а при экспорте реализует его по 240--250 долл. То есть 5 млрд кубометров обойдутся Gazprom Germania как раз в 1,2 млрд долларов.
Правда, совершенно неясно, при чем тут тогда слова Владимира Путина о поставках этого газа из ПХГ на украинский рынок. Можно лишь предположить, что в значительной мере это все же предупреждение для Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко -- напоминание, чьим газом обогреваются их избиратели, а не притязания Москвы на контроль над газовым рынком Украины.