|
|
N°13, 25 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уголь в обмен на гарантии
«Красуголь» поставил условие энергетикам
Красноярская угольная компания (КУК) прекратила вчера отгрузку топлива станциям РАО «ЕЭС России». Правда, жители трех десятков регионов страны, куда поступает уголь из Красноярского края, пока этого даже не заметили.
Необычно теплая зима и большие запасы воды в «морях» сибирских гидростанций позволили энергетикам поддерживать нормальный тепловой режим в квартирах. Поэтому главные баталии шли в высоких кабинетах. В процесс пришлось вмешаться даже правительству России.
На днях в Министерстве энергетики прошло совещание, посвященное требованиям красноярских угольщиков. Руководство КУК намерено подписать договор о поставках угля на станции РАО «ЕЭС России» в 2002 году только после полного расчета за уже отгруженное топливо. По словам Филарета Гальчева, председателя совета директоров угольной компании, задолженность энергетиков превысила 600 млн рублей. Кроме того, энергетики в 2001 году вопреки соглашению, подписанному в начале года в Красноярске при 40-градусном морозе всеми заинтересованными сторонами (в том числе и Анатолием Чубайсом), в одностороннем порядке сократили объем закупки угля на 14%. «Мы под эти объемы закупили технику, оборудование, провели подготовку новых горизонтов на разрезах. Потратили немалые средства. А нам говорят: спасибо, но столько угля не надо. Как работать в таких условиях?» -- спрашивает один из руководителей КУК.
Компания смогла снизить убытки от необязательности энергетиков только за счет подписания договоров с новыми потребителями. Именно поэтому сейчас угольщики требуют от энергетиков гарантий. Филарет Гальчев на переговорах в Министерстве энергетики заявил, что готов подписать долгосрочный договор о продаже топлива по фиксированной цене, но только в случае точного выполнения условий соглашения о расчетах и объеме поставок. Тогда отпускная цена на канско-ачинский бурый уголь будет меняться только после повышения тарифов на тепло- и электроэнергию в том или ином регионе. При этом красноярские угольщики не настаивают, чтобы топливо сразу же после покупки было немедленно отправлено на склады теплоэлектростанций РАО. «Пускай оно хранится у нас. Мы же обязуемся отгрузить его вам по первому требованию», -- обратился Филарет Гальчев к представителям РАО. «Более того, при увеличении объемов поставок мы готовы снижать цены на топливо», -- заявил он. За каждые 10% роста руководство Красноярской угольной компании предлагает своему крупнейшему потребителю 5-процентную скидку. Очевидно, и Филарет Гальчев этого не скрывает, владельцы компании готовы поступиться частью прибыли во имя стабильности.
Однако эту инициативу угольщиков энергетики встретили без энтузиазма. Все предложения руководства КУК выгодны РАО «ЕЭС», если зима 2002/03 года будет такой же холодной, как 2000/01-го (тогда столбик термометра в Красноярске нередко опускался ниже 50-градусной отметки). А если будущая весна будет полноводной и РАО сможет создать большие запасы дешевой гидроэлектроэнергии или зима будет теплой и угля понадобится гораздо меньше, чем требуется по нормативам, то такие обязательства невыгодны энергетикам. Так что пока переговоры между руководством Красноярской угольной компании и РАО «ЕЭС России» зашли в тупик.
Александр МАКАРОВ, Красноярск