Кавказские списки "Единой России". Часть вторая
40 политиков, предпринимателей и общественных деятелей представляют Северный Кавказ в избирательном списке «Единой России», который 8 октября заверил Центризбирком. Дискуссии о том, кто будет представлять горные республики в будущей Госдуме, были самой существенной деталью северокавказской политики последних недель. Итог оказался во многом неожиданным. Многие явные претенденты на парламентский мандат в список так и не попали. Зато включенные в него персоналии образуют порой довольно причудливые сочетания, ставящие под сомнение какое бы то ни было политическое единство «Единой России». Сегодня мы продолжаем рассказ об особенностях региональных списков "Единой России" на Кавказе, начатый во вчерашнем номере газеты.Подвергнут ревизии будущий депутатский корпус, представляющий
Дагестан. Против ожидания не будет претендовать на включение в новый состав палаты харизматичный аварский лидер, председатель совета директоров ОАО «Дагнефть--Роснефть» Гаджи Махачев (правда, «Дагнефть» в дагестанской десятке представлена четвертым номером -- гендиректором ОАО Адамом Амиралаевым). В списке нет также лезгинского миллиардера Сулеймана Керимова, который избрался в нынешнюю Думу от ЛДПР, но потом перешел во «фракцию власти». Прошлый думский созыв выбирался еще при главе Госсовета Магомедали Магомедове, который в 2006 году ушел в отставку. С новым президентом республики Муху Алиевым г-н Керимов договорился весной 2007-го о предоставлении его компаниями 100 млн долл. на поддержку социально-экономических программ в Дагестане.
Соглашение заключили, но о поступлении всех обещанных денег сведений нет. Не исключено, что и не будет -- в Махачкале полагают, что г-н Керимов пытался договориться с г-ном Алиевым о включении в список «Единой России» и может быть разочарован неудачей. Утрата же депутатского статуса теоретически может поставить предпринимателя в неприятные условия, близкие к тем, в которых недавно оказался теперь уже бывший хозяин «Русснефти» Михаил Гуцериев. С другой стороны, оставшись без думского мандата, г-н Керимов может проявить больший интерес к лезгинской оппозиции, которая давно ждет надежного источника финансирования. Впрочем, как раз тут судьба г-на Гуцериева может стать веским ограничителем для Сулеймана Керимова.
Не вошел в список и сын бывшего главы Дагестана Магомедсалам Магомедов, которому в марте предложили отказаться от поста спикера республиканского парламента как раз в обмен на нехлопотную думскую перспективу. Также не оправдались прогнозы о включении известного дагестанского политика еще с советских времен Рамазана Абдулатипова в список «Единой России» по Чечне.
Помимо Муху Алиева в дагестанский список вошли премьер республики этнический кумык Шамиль Зайналов, который в случае убедительной победы партии может и остаться в Думе, покинув пост главы правительства, бывший космонавт лакец Мусса Манаров, предприниматель Ризвангаджи Исаев и глава Счетной палаты Дагестана, экс-премьер Хизри Шихсаитов, потративший, по некоторым данным, целое состояние в попытке стать преемником Магомедали Магомедова. Племянник г-на Шихсаитова возглавляет дагестанский минсельхоз.
Кроме них, в десятку входят четверо действующих депутатов Госдумы -- Асанбуба Нюдюрбегов, который может считаться представителем Южного Дагестана, Магомедкади Гасанов, Гаджимет Сафаралиев и Магомед Гаджиев, бывший налоговик, имеющий на родине неоднозначную репутацию и резко оппонировавший прежнему руководителю Дагестана Магомедали Магомедову вместе с Гаджи Махачевым и его единомышленниками по аварскому «северному альянсу».
Президент
Кабардино-Балкарии Арсен Каноков продолжает осторожно расчищать политическую площадку от кадров, доставшихся ему от предшественника Валерия Кокова. Будущую Думу покинет патриарх кабардино-балкарской политики Заурби Нахушев, до депутатства долго руководивший республиканским парламентом и представлявший его в Совете Федерации. При этом за «локомотивом» Каноковым в новом списке «Единой России» следуют другие действующие депутаты: экс-мэр Пятигорска Юрий Васильев и балкарский ученый, специалист по снегу и лавинам в горах Михаил Залиханов. Кабардинскую общину представляет предприниматель Адальби Шхагошев, уже штурмовавший Госдуму в 2003 году и даже обжаловавший обстоятельства своей неудачи в Конституционном суде. Г-н Шхагошев является активным сторонником Арсена Канокова.
Адыгея вновь столкнулась с кадровым дефицитом, неизбежном при такой малочисленности «политического класса», которая существует в этой республике. За президентом Тхакушиновым вторым номером следует спикер парламента Руслан Хаджибиеков. Его накануне утверждения г-на Тхакушинова фактически отстранили от руководства республиканской «Единой Россией» -- за недостаточно высокие результаты на выборах в местный парламент, а возможно, и за использование партийного ресурса на националистических митингах в поддержку прежнего президента Хазрета Совмена. Уйдет ли в Думу спикер Хаджибиеков, неизвестно, зато в ней почти наверняка останется Николай Демчук, который в 2002 году был премьером республики, а в 2003-м -- ее вице-президентом (при Хазрете Совмене).
Замыкает четверку заместитель полпреда Адыгеи в Москве Валерий Полевой. Шеф г-на Полевого Айтеч Бижев относится скорее к команде первого главы Адыгеи Аслана Джаримова, а сам г-н Полевой имеет опыт сотрудничества с управлением делами президента России.
Останется в Думе, по всей видимости, и нынешний представитель
Северной Осетии, знаменитый борец, многократный чемпион мира и олимпийский чемпион Арсен Фадзаев -- второй номер после главы республики Таймураза Мамсурова. Г-н Фадзаев сам не прочь возглавить республику, но это не мешает существованию между ним и г-ном Мамсуровым своего рода джентльменского соглашения. Третьим номером в осетинском списке следует мэр Моздока и депутат местного парламента Георгий Адамов, а четвертым вполне по возобновленной партией советской традиции -- врач-кардиолог Замира Астахова.
Отсутствие в осетинском списке звезд республиканской политики, кроме главы республики и Арсена Фадзаева, объясняется тем, что 2 декабря Осетия вместе с Думой будет выбирать и свой региональный парламент.