В Свердловской области вновь обсуждается переименование региона. Но впервые идею сменить название 66-му субъекту федерации внес не уралец. На днях администрации губернатора, председателя правительства и спикеров обеих палат местного законодательного собрания получили обращение настоятеля Петропавловского храма города Сергиев Посад Федора Мушинского. В своем двухстраничном послании священнослужитель просил сменить название Свердловская область на Екатеринбургская.
Необходимость переименования г-н Мушинский объясняет двумя причинами. Во-первых, необходимостью выполнения указа президиума Верховного совета РСФСР от 23 сентября 1991 года «О возвращении исторического названия Екатеринбургу». Этот указ законодательно закреплял решение городского совета, который шестнадцать лет назад принял решение переименовать Свердловск в Екатеринбург.
Отдельно Федор Мушинский описывает мрачную роль одного из вождей Октябрьской революции Якова Свердлова в истории. По мнению священнослужителя, это достаточный довод для переименования области. «Свердлов -- одна из зловещих фигур России, "товарищ Андрей" (партийная кличка Свердлова. --
Ред.) устраивал теракты, санкционировал убийства», -- пишет настоятель Петропавловского храма. Он просит восстановить историческую справедливость и закрыть трагическую страницу в истории Среднего Урала.
Последняя просьба вызвала наибольшее непонимание у местных властей. Новый председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров, историк по образованию, уже через день после получения письма ответил Федору Мушинскому через журналистов, что «Екатеринбургской области никогда не существовало». «Это будет новообразование. Раньше была Уральская область, Пермская губерния, но не Екатеринбургская», -- напомнил г-н Кокшаров. Такой же точки зрения придерживается и губернатор Свердловской области Эдуард Россель, который в 2003 году на месте расстрела семьи Николая II открыл храм на Крови, объявив его «покаянием России». «Екатеринбургской области не было, поэтому если переименовывать, то можно рассматривать любые варианты: Нижнетагильская, Каменск-Уральская, Тавдинская, Лобвинская, Гаринская или любая другая», -- продемонстрировал знание истории региона г-н Россель.
Впрочем, окончательного «нет» власти не говорят.
Идея с переименованием озвучивается не впервые, и всегда у нее находятся свои сторонники. В законодательном собрании, куда также было направлено обращение, есть мнение, что настало время серьезно задуматься над возможностью переименования области. По этой логике, сейчас уже сошел на нет пыл начала 90-х годов прошлого века, когда происходили массовые переименования, и нынешнее поколение свердловчан способно трезво решить, как называть регион. Председатель верхней палаты законодательного собрания Свердловской области Юрий Осинцев признался «Времени новостей», что письмо Федора Мушинского направил всем депутатам палаты. «К нему надо отнестись максимально серьезно. Очень важно, что с предложением выступил человек, живущий так далеко от нашей области. Мы обязательно соберемся с депутатами и обсудим эту идею», -- говорит г-н Осинцев.
Глава областного правительства Виктор Кокшаров от ответа пока уклоняется, поскольку, по его мнению, «заниматься этим вопросом должно даже не правительство, а общественные организации». «Должен пройти референдум, нужно выяснить отношение жителей к этой инициативе», -- объясняет премьер. На референдум ссылается и Эдуард Россель, но уже сейчас ясно, какую позицию он озвучит перед опросом населения:
«Мы любим что-то менять, воевать с мертвыми, а ведь каждое название области, города, улицы -- это часть нашей истории. Нечего воевать с мертвыми, вон с живыми воюйте».
Неясной пока остается позиция руководства Свердловской железной дороги. Несмотря на появление еще в 1991 году на карте России Екатеринбурга, главная городская железнодорожная станция до сих пор называется «Свердловск». Федор Мушинский обратился к начальнику СвЖД с просьбой переименовать дорогу, но пока никакого ответа железнодорожники не сформулировали. Хотя им для смены названия нужно пройти через гораздо меньшее количество процедурных барьеров, чем региональным властям.