|
|
N°184, 09 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мост» пробили кулаком
Шедевр Клода Моне стал жертвой вандалов
Парижский фестиваль «Белая ночь», во время которого театры, кино и музеи работают допоздна, оказался омрачен выходкой пьяных вандалов. Жертвой подгулявшей компании стало одно из наиболее известных полотен импрессиониста Клода Моне -- написанная в 1874 году картина "Мост в Аржантее". Как сообщают французские информационные агентства, пятеро хулиганов, среди которых была одна девушка, около часа ночи проникли в музей Орсе, где находится одно из крупнейших в мире собраний живописи XIX -- начала XX веков. «Мост в Аржантее», судя по всему, стал жертвой вандалов по чистой случайности -- картина, висевшая на первом этаже, первой попалась им на глаза.
По одной версии, злоумышленники несколько раз ударили по холсту кулаком, по другой -- кто-то из хулиганов разрезал картину ножом. Как сообщили сотрудники музея, после удара в центре полотна образовалась дыра диаметром 10 см. Хотя система сигнализации сработала, преступники не только преспокойно скрылись с места происшествия, но и сделали несколько попыток взломать двери в другие залы.
Наутро министр культуры Франции Кристин Альбанель, комментируя инцидент, потребовала усилить охрану музеев и ужесточить наказание за порчу шедевров. «Это всегда большое несчастье, когда произведение искусства, которое является нашим достоянием, которое мы любим и чем мы гордимся, становится объектом вандализма», -- заявила г-жа министр, добавив, что картину Моне удастся спасти.
Заметим, что акт вандализма в Орсе не самый типичный. Обычно на картины покушаются психически нездоровые люди, зацикленные на живописи. Хулиганы, изуродовавшие картину Моне, как предполагает парижская полиция, не имеют к миру искусства никакого отношения. Скорее всего это фанаты национальной сборной Франции по регби, чересчур активно отметившие победу своих кумиров над сборной Новой Зеландии.
«Чемпионом» по количеству покушений искусствоведы называют полотно Рембрандта «Ночной дозор» -- в 1911-м и 1975-м картину повредили ударом ножа, а в 1990-м «Дозор» облили кислотой. Серная кислота была излюбленным оружием немецкого маньяка Ханса Иоахима Больманна, изуродовавшего в общей сложности 56 произведений искусства, -- ущерб от «шалостей» современного Герострата составил 270 млн марок. Наиболее известный случай «высокохудожественного» вандализма на территории бывшего СССР -- происшедшее в 1985 году нападение на картину Рембрандта «Даная». Работы по восстановлению облитого кислотой шедевра заняли 12 лет, лишь в 1997 году «Даная» вернулась на законное место -- в экспозицию санкт-петербургского Эрмитажа. В этом же году произошел случай, не имеющий прецедента в истории живописи, нападение художника на картину своего предшественника: «акционист» Александр Бренер нарисовал на одном из полотен супрематиста Казимира Малевича знак доллара.
Михаил МОШКИН