|
|
N°13, 25 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нет предела совершенству
К правке закона о ЦБ подключилось правительство
Шлифовать закон о Банке России, похоже, будут вечно: вчера в Госдуму поступила очередная порция поправок. Минфин прислал на десяти листах свои предложения к принятому в первом чтении еще летом 2000 года закону «О внесении изменений и дополнений в закон «О Центральном банке РФ». В декабре прошлого года правительство, заявив о своем желании поучаствовать в коррекции действующего закона о ЦБ, попросило депутатов отложить на месяц рассмотрение поправок в него во втором чтении законопроекта. Однако месяца для выработки солидарной позиции кабинета не хватило, и, как отмечается в сопроводительном письме к минфиновским поправкам, на заседании правительства они пока не рассматривались, с ЦБ и МЭРТ не согласованы.
Тем не менее наиболее вовлеченные в процесс улучшения закона о ЦБ думцы выразили удовлетворение тем, что Белый дом наконец определил свою позицию. Глава банковского комитета Александр Шохин оценил «конкретность» замечаний Минфина и заявил, что они требуют «конструктивного обсуждения». По его расчетам, с учетом этого обсуждения второе чтение состоится не позднее 22 февраля.
Несмотря на благодушную реакцию руководства банковского комитета, вряд ли предложения Минфина порадуют наиболее кровожадно настроенных депутатов. Они фактически разрушают придуманную думцами систему внешнего контроля за деятельностью ЦБ с помощью Национального банковского совета. Думцы предлагали сделать НБС фактически высшим коллегиальным органом управления ЦБ. К его компетенции предполагается отнести утверждение годового отчета, сметы расходов, концепции совершенствования банковской системы, основных направлений денежно-кредитной политики, участия в капиталах кредитных организаций. Минфин фактически низводит Национальный банковский совет на уровень совещательного органа, правда более весомого, чем сейчас. Все перечисленные думцами функции за НБС остаются, но никаких документов он не утверждает и вопросов не решает, а только «рассматривает». Решения же, как и ныне, остаются за советом директоров. Кроме того, предлагается изменить определенный думцами состав НБС и режим его функционирования. В частности, четко записать, что члены этого органа работают в нем не на постоянной основе и что заседать НБС будет не реже чем раз в квартал, а не ежемесячно. Численность НБС Минфин считает нужным сократить с 12 до 10 человек. Причем Думе дать всего два, а не пять мест. Еще двоих могут делегировать сенаторы, одного -- президент (по думской версии, троих), из трех мест, отведенных правительству, двое должны занять их по должности -- главы Минфина и МЭРТ. Наконец, ЦБ предполагается вместо одного кресла в совете выделить два, причем одно -- главе Банка, который и возглавит НБС. В думском варианте, глава этого органа должен выбираться членами совета. Позицией Минфина г-н Геращенко должен быть доволен: поскольку и ЦБ, и НБС будет возглавлять он, "никакого двоевластия" не будет.
Из предложенных депутатами функций министерство предлагает оставить в полном объеме только одну функцию -- выбор аудитора. Однако и это не может не порадовать г-на Геращенко: проще договориться с девятью членами совета, чем ждать неожиданных сюрпризов от ловких думских лоббистов. Очевидно, в награду Минфин не забыл и о своих интересах: аудит ЦБ по-прежнему предлагается оплачивать из средств ЦБ, а не из федерального бюджета.
Впрочем, ЦБ Минфин полагает оставить большую свободу действий в распоряжении его средствами: НБС, по его версии, будет утверждать не смету расходов ЦБ, а лишь общие объемы расходов по различным направлениям: административно-хозяйственным, капвложениям, пенсионному обеспечению и т.п. Кстати ЦБ разрешается заботиться о дополнительном пенсионном обеспечении своих работников, правда, не из собственного пенсионного фонда, а через негосударственные пенсионные фонды.
Что же касается Думы, то подотчетность ей ЦБ не только не возрастает, но скорее даже уменьшается. Минфин считает, что Дума должна, как и сейчас, принимать основные направления денежно-кредитной политики или годовой отчет ЦБ к сведению, а не утверждать их постановлениями. Отвергается в минфиновских поправках и идея обязательного создания комитета банковского надзора, главу которого думцы тоже хотят назначать сами.
Предлагается также оставить на усмотрение совета директоров ЦБ определение процедуры эмиссии и обращения облигаций, а также предельный объем находящихся в обращении облигаций. Думцы хотят регламентировать это в законе. Кроме того, Минфин считает лишним прописывать порядок и сроки выхода ЦБ из капиталов Сбербанка и Внешторгбанка. А принятие спецзакона, по мнению министерства, требуется лишь в случае, если доля ЦБ в этих банках опустится ниже 50% плюс одна акция. Любые иные изменения могут производиться по согласованию с правительством.
Если ЦБ и правительству объединенными усилиями удастся убедить депутатов таким образом поправить подготовленную ими версию закона о ЦБ, Виктор Геращенко может быть почти доволен. Полное удовлетворение он, наверное, ощутил бы в случае провала всех и всяческих поправок.
Наталья ОЛЕНИЧ