Время новостей
     N°184, 09 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.10.2007
Спор хозяйствующего субъекта
Нурсултан Назарбаев и Романо Проди перевели решение проблемы «Кашагана» на корпоративный уровень
Встреча казахского президента Нурсултана Назарбаева с итальянским премьером Романо Проди, которая вчера состоялась в Астане, не добавила ясности в перспективы проекта разработки Кашаганского нефтяного месторождения. Как известно, работы на нем остановлены, консорциуму инвесторов Agip KKO (оператором является итальянская Eni) предъявлен ряд экологических претензий, а в отношении некоторых сотрудников компании возбуждены уголовные дела. Казахстан воспротивился тому, что итальянская компания увеличила более чем в два раза смету расходов на освоение месторождения и при этом снова сдвинула срок начала добычи. Гг. Назарбаев и Проди вчера обсуждали это достаточно дружелюбно и договорились решить все вопросы в рабочем порядке -- между казахским минэнерго и оператором. Как долго стороны будут вести переговоры, пока непонятно. Однако очевидно, что пока речь об увеличении доли «Казмунайгаза» в проекте (она сейчас составляет 8,33%) не идет: Астана, похоже, будет настаивать лишь на придании госкомпании статуса сооператора проекта и на увеличении объема работ по освоению месторождения, выполняемых казахскими подрядчиками.

«Кашаган» (извлекаемые запасы нефти 1--1,2 млрд тонн) разрабатывается на основе соглашения о разделе продукции консорциумом Agip КСО, где Eni, Total, ExxonMobil, Shell принадлежит по 18,52%, ConocoPhillips -- 9,26%, Inpex и «Казмунайгазу» -- по 8,33%. Согласно соглашению после начала добычи Казахстан обязан компенсировать консорциуму затраты на разработку месторождения из своей прибыльной продукции. Конфликт между Eni и правительством Казахстана обострился в конце июля, после того как компания-оператор представила новую программу разработки месторождения: срок начала промышленной добычи нефти отложить с 2008 на 2010 год, а смету затрат увеличить с 57 до 136 млрд долл. Это вызвало резкую критику со стороны Астаны, рассчитывавшей с помощью «Кашагана» уже к 2015 году закрепиться на европейском рынке в качестве одного из основных поставщиков сырья: нефть этого месторождения будет поступать в трубопровод Баку--Джейхан, против строительства которого, кстати, выступала Россия (так как, во-первых, он не идет по ее территории, а во-вторых, усилит конкуренцию российской нефти на европейском рынке). В течение августа правительство Казахстана организовало сразу несколько внеплановых проверок проекта, по итогам которых Eni были предъявлены всевозможные обвинения -- от неуплаты налогов до нарушения правил пожарной безопасности.

Месяц назад в Астану приезжал глава Eni Паоло Скарони. Но Казахстан в переговорах с ним продемонстрировал, что не собирается пока уступать. И при этом свои желания не озвучил. «Проведенный полномочным органом технико-экономический анализ представленных подрядчиком предложений показал, что такое масштабное удорожание, задержка начала коммерческой добычи значительно ухудшают основные экономические показатели проекта для Казахстана по сравнению с утвержденными в 2004 году, -- говорил на переговорах глава минэнерго Сауат Мынбаев. -- Существенная отсрочка момента окупаемости проекта приведет к существенному сокращению планируемых темпов роста национальной экономики в ближайшее десятилетие, поставит под угрозу реализацию долгосрочных программ экономического развития страны».

Примерно то же самое говорил вчера Нурсултан Назарбаев. Он охарактеризовал ситуацию вокруг «Кашагана» "нормальными взаимоотношениями между инвестором и государством". «Никаких особых проблем здесь я не вижу, -- сказал он на совместной с г-ном Проди пресс-конференции. -- Любое государство должно соблюдать свои интересы, а инвесторы -- свои. Надо найти совместный подход. Но если иностранные инвесторы будут нарушать условия заключенных контрактов, казахстанская сторона оставляет за собой право принять соответствующие меры в рамках внутреннего законодательства... Речь не идет о пересмотре контракта, заключенного десять лет назад. Мы с группой компаний подписали соглашение о разделе продукции на крупнейшем из открытых в последние годы месторождении «Кашаган» на 40 лет, и никаких проблем, вопросов за эти десять лет не возникало... В этом году компания Eni, которая стала оператором при поддержке правительства Казахстана, предложила новый бюджет, в котором затраты увеличены на 100 млрд долл., и заявила о переносе первой добычи нефти на 2010 год. Наше правительство посчитало, что республиканский бюджет теряет большие деньги, которые заложены в наших стратегических планах для развития экономики и улучшения социального положения населения. В связи с этим обе стороны вступили в переговорный процесс. Это коммерческие переговоры, которые не касаются ни президента Казахстана, ни председателя совета министров Италии Романо Проди. Дадим возможность специалистам довести переговоры до конца. Я уверен, что Eni понимает поставленные Казахстаном задачи, будет на нашей стороне, и мы будем дальше работать».

При этом г-н Назарбаев указал, что при заключении СРП в 1997 году Eni взяла на себя ряд обязательств. «Первое -- получение нефти в 2005 году, второе -- решение экологических проблем, третье -- сооператорство с казахстанской нефтяной компанией, четвертое -- "казахстанское содержание" и переработка газа. Я надеюсь, что группа Eni от своих слов и обязательств не откажется».

В свою очередь г-н Проди был достаточно сдержан. "До настоящего момента есть плодотворное сотрудничество, которое мы хотим поддерживать и поддерживаем, и я надеюсь на то, что проблема, которая существует, будет преодолена в духе дружбы и в духе сотрудничества, которые всегда отличали отношения наших стран, -- сказал он. -- Специалисты проводят свои переговоры, они работают, и когда они подведут итоги, мы ознакомимся с этим результатами и выразим свое мнение".

Что же касается позиции Казахстана о недопустимости столь резкого увеличения сметы и отсрочки начала добычи нефти на «Кашагане», то, по словам г-на Проди, это «замечания оперативного характера, замечания, которые говорят о том, что при правильном их развитии и обсуждении можно и дальше продолжать совместную работу». Eni «готова принять во внимание эти условия и готова продолжать долгосрочное и полезное сотрудничество с Казахстаном», указал он. Что это за условия, он не уточнил.

Однако в преддверии визита итальянского премьера стало понятно, на какую уступку может пойти казахская сторона. Ассоциация подрядчиков нефтегазовой отрасли Казахстана указала, что ее члены могут осваивать 40% инвестиций в проект разработки «Кашагана», но «для этого нужны условия и государственная политика». Глава совета ассоциации Кайрат Альмухаметов, как сообщает интернет-газета ZONA KZ, заявил на пресс-конференции, что в обязанности «Казмунайгаза» как участника проекта не входит обеспечение локализации работ. В итоге, по его словам, доля казахских подрядчиков на «Кашагане» не превышает 10%. Этому, заявил он, способствует и тот факт, что Астана разрешила оператору проекта использовать офшорные зоны, поэтому услуги местных компаний для Agip KKO оказываются дороже на сумму НДС -- 20%. Кроме того, оператор требует банковских гарантий как минимум на 20% стоимости контракта, причем гарантии казахских банков не принимаются.

Очевидно, что переговоры вокруг «Кашагана» будут продолжаться еще как минимум несколько недель. Сегодня же г-н Проди собирается съездить на месторождение и увидеть положение дел с экологией, что называется, своими глазами. И понять, насколько политизированы претензии к разработчику «Кашагана». Как известно, многие источники в Италии и Казахстане не исключали, что г-н Назарбаев воспользуется приездом г-на Проди и попытается убедить его поспособствовать становлению Казахстана во главе ОБСЕ в 2009 году. Однако возможная политизация ситуации на «Кашагане» последнее время вызывала резкую критику со стороны многих участников проекта, особенно часто на эту тему высказывался глава французской Total Кристоф де Маржери. Поэтому нагнетать обстановку г-ну Назарбаеву было бы стратегически неверно. Да и проблема с ОБСЕ уже начинает решаться другими политическими средствами.

Николай ГОРЕЛОВ