|
|
N°184, 09 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большая гуманная антреприза
Итоги кинофорума «Амурская осень»
Открытый российский кинофорум начинался пять лет назад как показ десятка фильмов с вручением приза зрительского жюри и девизом «Вернем россиянина в кинотеатры на отечественные картины!». Еще были гала-концерт московских звезд на главной площади Благовещенска, выезды артистов с выступлениями в окрестные населенные пункты. И бонус решившимся отправиться далеко от Москвы -- экскурсионно-шопинговое путешествие ста пятидесяти участников фестиваля в Харбин.
Благодаря невообразимой энергии основателя и президента «Амурской осени» Сергея Новожилова, его детище феерически разрослось в обеих своих частях, российской и китайской. Благовещенская часть теперь -- это конкурс из 12 фильмов, смотр театральных антрепризных постановок (11 названий), внеконкурсные кинопрограммы и спектакли. А также персональные «творческие вечера» десятка актеров и актрис (Гурченко, Муравьева, Валерий Золотухин, Нина и Андрей Урганты, Светлана Тома, Панкратов-Черный, Дмитрий Певцов). Гала-события вроде приезда Софии Ротару и Барбары Брыльской в начале и Джины Лоллобриджиды в конце. «Летучие десанты» по городам края, выставки, благотворительные мероприятия, футбольный матч.
Иностранная часть: большой совместный концерт артистов России и Китая, молебен на русском кладбище в Харбине (кладбище привели в порядок два года назад -- Новожилов сумел соединить российские и китайские государственные, партийные и бизнес-структуры), визит на старейшую китайскую киностудию в Чаньчуне. Есть «Эхо кинофорума» в Хабаровске и, впервые, во Владивостоке.
350 участников посетили нынче кинофорум; он собрал около 50 тыс. зрителей (население Благовещенска -- 214,3 тыс.). «Роскультура» финансировала акцию четырьмя миллионами рублей, еще 2,6 млн дала на прием итальянской делегации (кроме несравненной Джины, которая выглядит памятником самой себе, необходимо упомянуть Нинетто Даволи, любимого актера Пазолини, известного у нас по «Невероятным приключениям итальянцев в России»).
Подобный размах завораживает автоматически. Очевидно, амбиции Новожилова совпали с потребностями края. Кинофестивали, по мнению руководителей многих регионов, верный способ заработать очки на выборах. И формальный шанс заполнить графу «культурно-социальная работа» в отчетах. На Дальнем Востоке есть и дополнительная составляющая -- назову ее патриотической: коммерческо-торговой китайской экспансии здесь мы можем противостоять пока лишь культурно-развлекательными акциями.
Видимо, по совокупности социально-политических причин «Амурскую осень» поддерживал прежний губернатор края, поддержал и новый, Николай Колесов; нынче кинофорум даже совместили с Днями Амурской области. К его началу в авральном режиме открыли тридцатилетний долгострой -- Общественно-культурный центр, который в народе прозвали Бастилией; Лоллобриджида, в сверкающем платье, поднималась на третий этаж без лифта со всеми понятными в таком случае эмоциями. Огромное мрачное серое строение оказалось неожиданно приятным внутри: отменные большой и малый залы, просторные фойе и буфет. Впрочем, по окончании «Амурской осени» здание закрыли на доделки.
Публика в Благовещенске, что называется, неизбалованна и чрезвычайно благодарна. Зал овациями и букетами встретил, например, посвященный Рудольфу Нуриеву спектакль «Прыжок в свободу», в котором с номерами выступили Илзе Лиепа и Валерий Михайловский. Знаменитые гастролеры посетовали на отсутствие «правильного» линолеума на сцене -- не удивительно, это был первый приезд профессионального балета в город.
Аплодисменты аплодисментами, однако есть и другая оценка событий. Оценить мероприятия «Амурской осени-2007» попросил своих посетителей сайт агентства «Амур.инфо». Похвалили программу 19,6% ответивших, в то время как 35,5% оказались недовольны ее уровнем. В оценке с посетителями сайта совпали и профессионалы. Лицо председателя жюри конкурса антреприз Владимира Этуша на финальной пресс-конференции было красноречиво: старый вахтанговец не мог лицемерить. Все постановки, заявленные в конкурсе, идут в лучшем случае на третьестепенных сценах столицы и фактически никогда не оцениваются критикой. Они недороги (увы, во всех смыслах слова) -- и потому, надо полагать, смогли отправиться так далеко.
Уже упомянутый «Прыжок в свободу» поразил отсутствием драматургии и режиссуры и соответственно какого-либо смысла. На пресс-конференции красавица Илзе Лиепа бесхитростно выдала тайну: она прилетела к товарищам и предложила свои номера, которые и были тут же внедрены в спектакль. Что ж, такова природа антрепризы: собрались, сыграли, разделили выручку, разлетелись. Зачем же подвергать кучку случайных спектаклей оценке профессионального жюри? Ответ прост. Практики культурного строительства говорят, что министерство совсем иначе относится к соревновательным театральным и кинофестивалям, нежели к неконкурсным. Читай: на первые дает больше денег. Вот и плодятся смотры и премии, которые бессознательно отражают глубоко засевшие в головах чиновников принципы соцсоревнования.
Владимир Этуш на церемонии вручения элегантных статуэток «Золотой журавль» (символ Благовещенска) вежливо говорил о том, что необходимо совершенствовать механизм отбора спектаклей и сам институт антрепризы. Знаменитый острослов Юлий Гусман, председатель жюри киноконкурса, отсмотрев программу, не смог даже достойно пошутить, выразившись так: «Кино нас пока не потрясает, но определенный уровень есть. Иногда картины -- как пародии на советские фильмы».
«Два в одном» Киры Муратовой, «Агитбригада «Бей врага» Виталия Мельникова, «Артистка» Станислава Говорухина, «Путина» Валерия Огородникова, масскультный «Код апокалипсиса» Вадима Шмелева, дебюты «Разметка» Макса Вертова (псевдоним Юлии Колесник), «Сорок» Александра Галибина, «Варварины свадьбы» Светланы Шиманюк и другие картины никогда бы не встретились в конкурсе, имей он хоть какой-то выраженный характер. Но получился осенний базар: что вырастили, то и продаем. Решение жюри в результате оказалось основано на старой интеллигентской традиции поддерживать преследуемых, выродившейся сейчас в обычай помянуть ушедших, поддержать больных и почтить классиков.
«Путине» безвременно ушедшего Огородникова отдали Гран-при и награды за лучшую режиссуру и операторскую работу (Валерий Мартынов). Лучшим сценарием назвали основу фильма «Агитбригада «Бей врага!» (на самом деле чудесной была книга воспоминаний Виталия Мельникова, один эпизод которой развернут им же в свой фильм). Александра Абдулова отметили «За лучшую мужскую роль» в фильмах «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» Владимира Фокина и «Артистка» Станислава Говорухина. Приз «За лучшую женскую роль» разделили Евгения Добровольская и Мария Аронова -- «артистки» Говорухина.
Теперь итоги очередной «Амурской осени» легитимизированы именами судей и спешно вносятся в послужные списки и фильмографии авторов и исполнителей. Между тем гигантской антрепризе, осуществляемой Сергеем Новожиловым, совсем не нужны невольная ложь членов жюри и сопроводительное брюзжание критиков. То же самое относится еще к десятку-другому отечественных смотров кино, особенно в провинции. Здесь совершенно достаточно приза зрительских симпатий, если уж число проданных билетов не показатель. Ибо у них совсем иная, новая миссия. Не уточнение табели о рангах в кино или на театре, а объединение все еще и пока еще гигантской страны. Та новая-старая задача, которую сейчас государство сбросило на русский язык, телевидение и Интернет, они ее и исполняют с известной каждому степенью успеха. Пока что сия задача слабо осознается большинством участников фестивального процесса, занятых, что называется, антрепризой по жизни. Суть которой такова: больше дохода возможно меньшими средствами, пусть и с потерей качества.
Ольга ШЕРВУД