|
|
N°13, 25 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Перенос моста» – это «свобода слова»
Московский Дом фотографии вручил «Серебряные камеры»
В Московском Доме фотографии экспонируются работы конкурса фоторепортажей о Москве «Серебряная камера-2001». Премии вручались в трех номинациях «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». На конкурс поступило свыше двух тысяч работ (в прошлом году их было около 800), и это позволило сделать качественную выставку. Впрочем, вызывающую вопросы о распределении премий.
Самым логичным кажется решение по номинации «Лица». Работа Павла Кассина (Гран-при), возможно, лучший репортаж о Солженицыне вообще, а из сделанных в России, так уж точно. Второе место -- у серии Игоря Мухина «Трудовая Москва». Фактурные такие персонажи получились, с историей. На остальные «лица» смотреть не хотелось. Фотографы и модели кривлялись как могли. Кто не кривлялся, работал под прошлогоднего Мухина. Одна из таких серий (вариант Валерия Щеколдина) получила третью премию. Спору нет, Щеколдин -- фотограф замечательный, но его премия должна называться иначе, например «за заслуги».
Странности царят в номинации «События и повседневная жизнь». Выяснилось, что в Москве весь год то ли ничего не происходило, то ли происходило, но фотографы этого не снимали, то ли снимали, но результаты показать стесняются. Единственным происшествием оказалось перетаскивание моста. Еще был пожар на Останкинской башне, но это событие позапрошлого года вошло в серию Сергея Леонтьева «Башня» (Специальный приз Московского Дома фотографии). В связи с отсутствием событий премировали за «повседневную жизнь», то есть за съемки в метро и тому, что принято называть уличной фотографией. Метро однообразно настолько, что хочется снова запретить в нем снимать. Несмотря на присутствие таких мэтров, как Александр Слюсарев, Гран-при получил дебютант Владимир Мишуков за сцены сладкой жизни «В ритмах Европы». Европейские ритмы свелись к незамысловатому антуражу. Вторая премия у Лены Самородовой за почти внятную, чистую и легкую историю «Выходной день». Хотя слово «репортаж» входит в название конкурса, Самородова -- одна из немногих, кто его заметил.
На грустные размышления наводит «Архитектура». Большинство фотографов, включая Александра Абазу (Гран-при), запечатлели здания, «украсившие» город в последние годы. Более нефотогеничных объектов не сыщешь. Умные снимали скрытые драпировками стройки (Наталья Вороницына и Владимир Воронов), отражения (Сергей Борисов), изменяли объект до полной неузнаваемости (Владимир Мишуков). Если забыть о самой архитектуре, архитектурная фотография интересна и разнообразна. Не в последнюю очередь благодаря проекту «24» (Юрий Аввакумов и Московский Дом фотографии), что несколько лет стимулирует этот жанр. Эффектны серии «Симметрия» (Семен Файбисович), «Мосты» (Сергей Гитман), «Московские открытки» (Георгий Острецов), «1930-е» (Константин Смилга), жесткие геометрические формулы Юрия Аввакумова (вторая премия). На третьем месте загадочным образом оказались другие формулы -- расхожие и банальные -- Александра Агафонова.
Премий вручали много, но только одна потрясла до глубины души. Как, интересно, вы представляете себе лауреата Благотворительного фонда в поддержку свободы слова? Думаете, это разоблачения власти, милицейского беспредела, сочувственные вздохи о ТВ-6, истории о бесправных беженцах и наглых чиновниках, съемки в местах, опасных для жизни? «Свобода слова» отдала призы Юрию Феклистову за «Перенос моста» и серию о кремлевских звездах и Татьяне Антошиной за серию «Почему люди не летают». Очень свободословно!
Фаина БАЛАХОВСКАЯ