Время новостей
     N°183, 08 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2007
Энергетика не затянули в турбины
В «Силовых машинах» снова грядет смена топ-менеджмента
В «Силовых машинах» со сменой собственников грядут кардинальные перестановки в органах управления. В пятницу стало известно, что 17 декабря состоится внеочередное собрание акционеров компании, на котором структуры главы «Северстали» Алексея Мордашова (он недавно приобрел у «Интерроса» 30,4% «Силовых машин») намерены получить представительство в совете директоров. Кроме того, в тот же день гендиректор «Силовых машин», технический директор РАО «ЕЭС России» Борис Вайнзихер объявил о своей отставке -- она произойдет сразу же, как только энергохолдинг продаст свой блокпакет российскому частному стратегическому инвестору. Эксперты надеются, что отставка пойдет на пользу «Силовым машинам», так как г-ну Вайнзихеру, по их мнению, не хватало времени совмещать две должности, и в итоге у энергомашиностроительной компании образовались чересчур большие долги. Новым главой «Силовых машин», по их информации, станет замгендиректора «Северстали» по стратегии Игорь Костин.

РАО «ЕЭС» владеет блокпакетом акций «Силовых машин» с прошлого года и управляло пакетом «Интерроса», который недавно был продан структурам г-на Мордашова. Г-н Вайнзихер возглавил энергомашиностроительное предприятие в октябре прошлого года. РАО в ходе реорганизации намерено продать принадлежащий ему пакет до конца года. Однако, как недавно сообщил г-н Вайнзихер, не на открытом аукционе. Основным претендентом на этот пакет является г-н Мордашов, которому он нужен для установления контроля над «Силовыми машинами». Siemens, который имел такую же цель, не сможет консолидировать 55% акций, так как ему это уже дважды запрещала делать Федеральная антимонопольная служба. Глава РАО Анатолий Чубайс неоднократно говорил о том, что пакет должен быть продан российскому стратегическому инвестору, так как у «Силовых машин» грандиозная инвестиционная программа (на 1,2 млрд долл. до 2013 года) по выпуску энергоблоков для российских электростанций. На днях г-н Чубайс уточнил, что до 2010 года в стране должно быть построено энергоблоков суммарной мощностью около 35 тыс. МВт и основную ставку РАО делает на отечественную продукцию. Хотя при этом указывает, что выбор поставщика оборудования будет происходить исключительно на конкурсах, где «Силовые машины» побеждают не всегда.

В пятницу г-н Мордашов и руководство Siemens, владеющего блокпакетом «Силовых машин», договорились о стратегическом партнерстве и принципах управления, поделив зоны ответственности и основные руководящие посты в компании. Как говорится в сообщении немецкого концерна, в частности, акционеры договорились о том, что назначать генерального директора компании будет г-н Мордашов как крупнейший акционер. А Siemens как основной технологический партнер будет отвечать за назначение операционного директора.

В пресс-службе РАО «ЕЭС России» «Времени новостей» сообщили, что г-н Вайнзихер сделал специальное заявление по этому поводу. «Я для себя принял решение покинуть этот пост (гендиректора «Силовых машин». -- Ред.)», -- цитирует его представитель энергохолдинга. РАО, покупая долю в энергомашиностроительном предприятии, преследовало стратегическую цель, говорит г-н Вайнзихер, -- подготовить компанию к обеспечению спроса со стороны энергетиков. «Для этого требовалось стабилизировать финансовое состояние «Силовых машин», сформировать систему менеджмента под решение этих задач, а также сформировать программу развития компании. На сегодняшний день поставленные цели достигнуты», -- заявил он. Теперь г-н Вайнзихер намерен сосредоточиться на работе в РАО. Хотя еще в июне руководитель департамента энергохолдинга по работе со СМИ Маргарита Нагога так прокомментировала информацию источника Интерфакса о том, что он покинет пост технического директора: «Произошла рокировка. Раньше Вайнзихер был на полставки в «Силовых машинах» и на ставке у нас. Сейчас будет наоборот -- на ставке в «Силмаше», на полставки в РАО «ЕЭС». Сам он тогда предпочел не делать никаких заявлений.

Зато еще в середине прошлой недели г-н Вайнзихер говорил коллегам, что останется в «Силовых машинах». И в пятницу он уточнял, что получал от г-на Мордашова предложение остаться. Однако высокопоставленный источник «Времени новостей», близкий к РАО, утверждает, что г-н Мордашов изначально был настроен на смену топ-менеджмента в «Силовых машинах». А на прошлой неделе определился, что энергомашиностроительную корпорацию возглавит Игорь Костин. В пресс-службе «Северстали» отказались комментировать вопросы, связанные с личным бизнесом г-на Мордашова.

Тем не менее именно г-ну Костину предстоит выпутывать «Силовые машины» из сложной финансовой ситуации. Ведь, как известно, и г-н Вайнзихер, и его предшественник Игорь Клочко оставили компанию в далеко не прибыльном состоянии. В сообщении РАО, конечно, указывается, что за последний год «Силовые машины» заключили контракты на 1,6 млрд долл., и до конца этого года по результатам уже выигранных тендеров эта сумма увеличится еще как минимум на 1,5 млрд долл. Однако согласно аудированной отчетности компании за прошлый год убытки выросли в три раза и достигли 132 млн долл. Выручка упала на 13%, до 579 млн долл.; себестоимость продукции поднялась на 15,6%, до 583,4 млн долл.; административные расходы увеличились на 8,6%, до 104,9 млн долл.; а зарплаты и бонусы топ-менеджеров -- на 54%, до 6 млн долл. Операционный убыток "Силовых машин" составил 158,7 млн долл. по сравнению с 6,5 млн в 2005 году. Объяснение такого положения дел -- неудачные контракты на сбыт продукции, заключенные в 2002--2005 годах: в них записаны фиксированные цены, в то время как стоимость оборудования сильно выросла и эти контракты стали убыточными. Эта тенденция, справедливости ради, затронула все энергомашиностроительные компании. Но «Силовые машины» из-за этого оказались в состоянии технического дефолта по двум кредитам, т.е. долговые обязательства превышали установленную величину. И у них был риск получить требования банков-кредиторов о досрочном погашении кредитов на 50 млн долл. Впрочем, банки, похоже, не сочли заемщика неблагонадежным. А размещение допэмиссии акций, в результате которой «Силовые машины» привлекли около 240 млн долл., должно было улучшить финансовые показатели.

Однако известно, что среди условий по кредиту, выданному зарубежными «дочками» ВТБ, есть ограничение на продажу пакетов «Силовых машин», принадлежащих Siemens и РАО. Один из топ-менеджеров энергомашиностроительной компании в июле говорил «Времени новостей»: «Само по себе данное ограничение истекает из того, что при наших сомнительных финансовых показателях адекватные условия кредитования нам могли дать только под наших акционеров -- РАО и Siemens. Кроме акционеров, нам нечего было "продать" банкам. Но если банк дает кредит под акционеров, то его стремление контролировать их состав объяснимо. Утверждение, что «Силовые машины» не могут осуществлять слияния, поглощения и так далее без письменного согласия, не вполне исчерпывающе описывает ситуацию. Разумеется, можем. Но если банк не даст согласия на такую сделку (на это по договору отводится 15 дней), то до ее совершения мы должны погасить соответствующий кредит. После чего мы вольны делать что угодно». Уточнить, обращались ли «Силовые машины» или РАО в ВТБ за разрешением на продажу, во всех этих организациях в выходные не удалось. Однако, учитывая, что, по словам г-на Вайнзихера, условия продажи пакета РАО будут согласованы только в конце октября, до согласований с ВТБ дело скорее всего еще не дошло. Тем не менее, как считается, сделку по продаже пакета «Силовых машин», принадлежащего РАО, г-ну Мордашову уже одобрили в Кремле, поэтому какие-либо препятствия вряд ли возможны.

Зато участники рынка с энтузиазмом восприняли сообщение о смене менеджмента в «Силовых машинах». Топ-менеджер одной из компаний (попросивший об анонимности, так как г-н Вайнзихер остается в РАО) заявил «Времени новостей»: «Вайнзихер управлял компанией обычно один день в неделю -- в субботу, когда приезжал в Санкт-Петербург. В остальное время на хозяйстве был исполнительный директор. Поэтому реального управления производством не чувствовалось. Хуже не будет после его ухода. Там он ничего не сделал».

Другой участник рынка -- глава компании «Технопромэкспорт» (строит по всему миру электростанции «под ключ») Сергей Моложавый говорит, что «с Вайнзихером было удобно и комфортно работать». «Но не всегда у него все получалось -- по крайней мере в последнее время «Технопромэкспорт» стал закупать турбины и генераторы у зарубежных производителей, а не у «Силовых машин», так как у «Силовых машин» сейчас стали чересчур большими сроки поставки -- они декларируют, что очень загружены. Кроме того, при Вайнзихере произошел колоссальный рост цен на оборудование. Мы почему к иностранцам обращаемся -- по цене то же самое, а сроки поставки и качество, конечно же, у зарубежных поставщиков лучше».

Еще один участник рынка энергомашиностроительного оборудования немного съязвил: «Вайнзихер утверждает, что купил акции «Силовых машин» в ходе допэмиссии (она была размещена в августе. -- Ред.). Так что соответственно он верит в будущее компании, но с новым менеджментом. Видимо, если бы он руководил дальше, он бы не стал покупать акции».




Возможному новому руководителю "Силовых машин" Игорю Костину 35 лет, родом он из Череповца (где расположен основной актив «Северстали» -- Череповецкий металлургический комбинат). В структурах «Северстали» с 1993 года, начинал работу инженером-электроником и инженером-программистом в центральной лаборатории теплотехники. Он прошел практически все ступени карьерной лестницы и в декабре 2004 года стал заместителем г-на Мордашова. Источники, близкие к «Северстали», говорят, что по характеру г-н Костин малообщительный и закрытый человек.

Николай ГОРЕЛОВ