«Понятия «невозможно» для французов не существует», -- утверждал генерал Шарль де Голль. Придерживается ли такого же мнения Николя Саркози, убеждающий всех и вся, что он последователь де Голля, неизвестно. Но нынешнему президенту Франции так или иначе придется доказывать это в ходе начинающегося завтра
двухдневного визита в Москву -- первого делового визита в качестве президента. За пять месяцев пребывания в Елисейском дворце за мсье Саркози прочно закрепилась в европейских массмедиа репутация «атлантиста», и вот теперь у него появился шанс если не развеять это представление о себе, то несколько его завуалировать.
Саркози бывал в Москве и раньше, но только в качестве министра, в частности -- экономики и финансов. На этот раз он прибывает в Кремль для переговоров на самом высоком уровне. Два президента, которым многие французские политологи сулят большую мужскую дружбу, уже встречались --
на саммите «восьмерки» в Германии этим летом. Первый контакт между 52-летним Николя Саркози и Владимиром Путиным, которому вчера исполнилось 55 лет, прошел хорошо. Тогда-то и пригласил российский президент своего французского коллегу в Москву.
Как стало известно «Времени новостей», вероятнее всего, президент Пятой республики приедет к Владимиру Путину без своей властной и темпераментной супруги Сесилии и, возможно, даже без главы МИДа Бернара Кушнера. Тот уже побывал в Москве 18 сентября, встретившись со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Г-н Лавров в субботу признал, что «не по всем вопросам у Москвы и Парижа совпадают мнения» (например, по проблемам Косово и Ирана), но "не обязательно одинаково мыслить, главное -- вести диалог".
Президенты будут говорить тет-а-тет о проблемах по-настоящему глобальных. Это Иран и ближневосточный кризис, Косово, Ирак и расширение НАТО, в чьей военной организации нынешняя Франция грозится восстановить свое членство, мирный космос и системы ракетного слежения. А также урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе, ядерные амбиции Кореи, Афганистан.
«В последнее время во Франции нередко звучит жесткая критика в адрес президента Саркози как «атлантиста», якобы отступающего в угоду своему окружению и собственным амбициям от традиционных принципов независимой французской внешней политики, заложенных в 1960-е годы Шарлем де Голлем, -- сказал «Времени новостей» французский политолог Доминик Озенн. -- Но я хочу отметить, что Николя Саркози направляется с деловым визитом в Москву раньше, чем в Вашингтон, куда поездка, правда, с официальным визитом намечена только на ноябрь. Это сигнал для российского руководства. Путин и Саркози похожи как по темпераменту, так и по восприятию глобальных проблем, по видению мировых перспектив. Правда, у Саркози были этим летом каникулы в Америке, когда он встречался с семейством Бушей в их фамильном ранчо. Но то рандеву носило сугубо неформальный, приватный характер».
И в самом деле, рейтинг популярности Саркози несколько понизился. Согласно последнему опросу общественного мнения, проведенному по телефону социологической службой Се-Эс-А (CSA
), в сентябре президенту доверяли 55% французов, тогда как в августе -- 61%. Масла в огонь подлили, как и следовало ожидать, деятели оппозиции. Так, на днях в парижской газете «Монд» появилась статья лидера французских социалистов, недавнего претендента на президентство Сеголен Руаяль. Она обвинила Саркози в «растрачивании кредита международного доверия Франции». Характеризуя сентябрьскую речь президента Франции с трибуны ООН, мадам Руаяль назвала выступление главы Пятой республики «не то импровизацией, не то провокацией». Более того: «вереницей вранья»!
Отбиться от этих нападок тут же попытался министр иностранных дел, экс-социалист Бернар Кушнер. В интервью радиостанции «Европа-1» он поспешил заявить противоположное: «международный престиж Франции растет, она возвращается в единую Европу». Так это или нет, покажет время. Прежде всего время московское. Утверждая собственное «я», энергичный Сарко -- так зовут президента Саркози французы -- стремится по любому случаю отмежеваться от наследия его предшественника в Елисейском дворце Жака Ширака. В Москве это Сарко вряд ли удастся: новый президент поселится там же, где обычно останавливался и прежний, в гостинице «Националь» -- с видом на Кремль, в котором из всех великих французов, кроме Наполеона, ночевал только президент Шарль де Голль.