Время новостей
     N°182, 05 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.10.2007
"Ревтрибунала не получится"
Премьер поручил оценить работу министерств и ведомств
Премьер-министр Виктор Зубков, реализуя взятый курс на повышение персональной ответственности за порученное дело, перешел от конкретных чиновников на министерства и ведомства, в том числе региональные. Вчера он сообщил о расширении функций возглавляемой вице-премьером Александром Жуковым правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов. Теперь она, по задумке г-на Зубкова, будет следить не только за эффективностью бюджетных расходов, но также за результативностью работы министерств и ведомств в целом. Соответствующим образом изменено и название комиссии. Это поручение может оказаться своеобразной аппаратной компенсацией г-ну Жукову за возможное перераспределение части его макроэкономических полномочий в пользу вице-премьера Алексея Кудрина. Эксперты сомневаются, что поставленная перед комиссией г-на Жукова задача выполнима.

«Комиссия, возглавляемая Александром Дмитриевичем (Жуковым), рассматривает работу министерств, служб, агентств, следя только за тем, как используются бюджетные средства. Это неправильно, абсолютно неправильно. Комиссия, которую будет возглавлять Александр Дмитриевич, будет давать оценки в плане результативности задач», -- заявил на вчерашнем заседании правительства премьер-министр.

Напомним, что комиссия по повышению результативности бюджетных расходов сформирована еще в 2004 году, когда в рамках административной реформы было принято решение постепенно переводить органы федеральной исполнительной власти со сметного на программно-целевой метод финансирования. Проще говоря, выделять деньги министерствам и ведомствам под конкретные программы с ясными целями, прописанными путями их достижения и предполагаемыми результатами. Министерства, федеральные службы и агентства были вынуждены заняться новым для себя делом -- подготовкой специальных докладов, в которых обосновывали необходимость выделения им бюджетных средств. Финансирование министерств и ведомств на основе новых принципов началось в 2006 году, однако до сих пор этот процесс не завершен. И завершится ли вообще, неизвестно, учитывая, что состав и структура правительства в России постоянно меняются в угоду конъюнктурным политическим целям.

Нынешняя корректировка функций комиссии с г-ном Жуковым во главе вызвана в том числе неудовлетворенностью г-на Зубкова в связи с невозможностью определить, что реально делают министерства. «Что конкретно сделано по результатам работы министерства? Насколько улучшились показатели в стране или ухудшились в результате его работы?» -- задался вчера на заседании министров риторическим вопросом премьер-министр.

Видимо, первыми на заседании преобразованной комиссии заслушают министерства природных ресурсов и финансов. По крайней мере «на подходе», как сказал г-н Зубков, отчеты на заседании правительства именно этих министерств.

Впрочем, реализовать задумку г-на Зубкова на практике будет чрезвычайно сложно. Хотя бы потому, что возникает масса сложностей при определении целей и задач конкретных ведомств и их увязке друг с другом. (МЭРТ, например, отвечает за инвестиционную привлекательность страны, а Генпрокуратура вроде не отвечает. Но именно Генпрокуратура запросто может сделать так, что инвесторы будут бояться Россию как огня.) Кроме того, из-за несовершенства российской статистики во многих случаях вообще невозможно узнать, достигнута ли та или иная поставленная ведомством цель.

«Ревтрибунала из этой комиссии не получится», -- говорит источник в экспертном сообществе, близкий к комиссии г-на Жукова. Собеседник «Времени новостей» предполагает, что по большому счету в работе комиссии ничего не изменится. Как и раньше, она будет заниматься преимущественно контролем за эффективным расходованием средств казны. «Решать, как работает то или иное министерство, может только премьер, а комиссия может лишь посчитать, как тратятся бюджетные деньги», -- говорит эксперт. Кроме того, по мнению источника, новая система оценки министерств и ведомств вводится при прекрасно существующей старой. «Министры не всегда назначаются по деловым качествам, бюджетные деньги также выделяются не всегда туда, где больше всего нужны», -- уточняет источник "Времени новостей".

Существует еще одна существенная особенность введения новой системы бюджетирования и контроля за результатами деятельности министерств и ведомств. По словам эксперта, программно-целевой метод вводится сверху. «На Западе оно (программно-целевое планирование. -- Ред.) выросло из повышения ответственности власти перед налогоплательщиками и избирателями. Это способ объяснения, зачем существует государство и на что тратятся государственные деньги. Философия всего процесса именно в этом», -- отмечает источник.

Михаил ВОРОБЬЕВ