Налоговые планы Министерства финансов на ближайшие три года становятся все лаконичнее. Как говорится в опубликованном финансовым ведомством на днях докладе о результатах и основных направлениях деятельности до 2010 года, исключением нареканий на работу налоговых органов можно на 10% увеличить лояльность налогоплательщиков к фискальному ведомству и налоговой системе в целом.
Налоговая политика, описание которой в двухсотстраничном докладе занимает всего десять страниц, в сегодняшний версии Минфина не отличается от того, что было озвучено и год, и три года назад. В первую очередь это
повышение собираемости основных налогов, которое должно достигаться через стабильность налогового законодательства,
выявление новых способов и схем, использующихся для уклонения от налогообложения, а также осуществление мониторинга крупнейших налогоплательщиков,
включая естественные монополии. К 2010 году фискалы должны будут добиться снижения задолженности по налогам на 23%.
Основная задача налоговой политики, озвученная Минфином, -- обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки -- тоже не нова. Налоговая нагрузка, подчеркивает в своем докладе министерство, не должна создавать избыточного или неравномерного давления на экономику. При этом новая перетряска налоговой системы выглядит неизбежной. Как сказано в докладе, регулятивная деятельность Министерства финансов должна состоять в подготовке и экспертизе нормативных актов по уточнению налоговых ставок и налогооблагаемых баз. В перспективе, до 2010 года, как обещают в ведомстве г-на Кудрина, налоговое бремя будет перераспределено от налогов, искажающих стимулы ведения бизнеса, к нейтральным налогам, от добросовестных налогоплательщиков -- ко всем налогоплательщикам без исключения, от отраслей с избыточной налоговой нагрузкой -- к отраслям с низкой нагрузкой.
Непосредственно перед налоговиками поставлена на сей раз одна, но масштабная задача --
добиться снижения издержек бизнеса, которые сегодня связаны с налоговым администрированием и неопределенностью трактовки законодательства. Планка Минфином поднята достаточно высоко: непосредственным результатом решения этой задачи должно стать исключение нареканий граждан на работу налоговых органов, в том числе на необоснованно большой объем запрашиваемых документов и на трудности при получении пояснений от налогового инспектора.
Исключать нарекания граждан Минфин предлагает налоговикам тремя путями: перевести большую часть споров налогоплательщиков с инспекторами в досудебный формат, сократить сроки проверки документов и расширить общение с гражданами через Интернет. Фискалам даны и конкретные цифры, на которые они должны ориентироваться.
К примеру, количество налоговых споров в общем числе предъявленных к налоговым органам заявлений налогоплательщиков, рассмотренных в досудебном порядке, должно с 2008 до 2010 года вырасти с 62 до 71%. Главным при этом должно стать не снижение количества жалоб вообще, а перемещение рассмотрения жалоб из судов в вышестоящие инстанции налоговых органов.
Другая знаковая цифра -- 50% налогоплательщиков к 2010 году должны получить доступ к персонифицированной информации о состоянии своих текущих налоговых расчетов с бюджетом. Сегодня такой доступ имеют лишь 5% налогоплательщиков. Наконец, Минфин предлагает сократить к 2010 году средний срок проведения контрольных мероприятий с нынешних 90 до 85 дней. В результате всего этого, как надеется руководство финансового ведомства, к 2010 году число налогоплательщиков, положительно оценивающих работу налоговиков, увеличится на 10%.