|
|
N°182, 05 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Код от кода не легче
«Код Апокалипсиса» на московских экранах
И снова в мире неспокойно. После того как в открытом океане затонула подводная лодка с ядерными боеголовками на борту (такое с кораблями ВМС США, понятное дело, случается сплошь и рядом, только вот нам про это не рассказывают), раньше спасателей на месте крушения очутились люди международного террориста номер один Джаффада Бен Зайиди. В лапах у особо опасного маньяка оказались четыре атомных заряда, которые теперь дожидаются своего часа в четырех мировых столицах. Джаффада, правда, довольно быстро убивают, но его ближайший приспешник по прозвищу Палач намеревается довести дьявольский план до конца. Для активации боеголовок необходимо знать код из одиннадцати цифр, но проблема в том, что целиком его никто не знает, а подручные Джаффада, которым известны части кода, начинают методично погибать в разных концах планеты. И тут в дело вступает полковник ФСБ -- красивая и решительная товарищ Дарья, которая долгое время работала под прикрытием под боком у террориста, а теперь пытается выйти на Палача...
На «Код Апокалипсиса» Вадима Шмелева (первоначально проект назывался просто «Красивая») возлагались надежды самого разного толка. Кто-то ждал неожиданного превращения «прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк из характерно гэкающей неунывающей домработницы в героический гибрид Эон Флакс и Зинаиды Кибрит. Кто-то надеялся на ее романтический дуэт с приглашенным французским красавцем Венсаном Пересом. Многие уповали на весьма серьезный для отечественного фильма бюджет и дожидались непрерывной череды высококачественных и захватывающих дух трюков. Наконец, были и такие, кто, довольно потирая руки, предвкушал удовольствие весьма определенного рода, ибо известно, что в большинстве своем дорогостоящие державные блокбастеры последнего времени, снятые при посредстве определенного рода структур (в частности, «Код Апокалипсиса» представляет Фонд поддержки патриотического кино), веселят почтеннейшую публику куда лучше, чем комедийные новинки.
К сожалению, в той или иной степени будут разочарованы все вышеперечисленные категории потенциальных зрителей. Полного перевоплощения няни Вики в супервумен Дарью так и не вышло -- интонации, памятные по кухонным пикировкам в особняке продюсера Шаталина, то и дело проскальзывают и здесь, временами достигая (особенно в сценах разговоров Дарьи с непосредственным начальником в исполнении Владимира Меньшова) поистине рыночного накала. С Пересом особых амуров (даже в конспиративных целях) тоже не вышло -- не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы с самого начала догадаться, что он и есть тот самый Палач. В качестве компенсации Дарье остаются лишь воспоминания-флэшбэки о коллеге-возлюбленном (Алексей Серебряков), убитом некогда, конечно же, все тем же Палачом, но и на них отведено времени всего ничего. Что до трюков, то здесь действительно имеется довольно эффектный парашютный прыжок с крыши высочайшего куала-лумпурского небоскреба, пара оглушительных взрывов, разносящих в щепки резиденцию Палача, а также перестрелки и рукопашные (в большинстве своем довольно средние, держащиеся в основном на монтажных ухищрениях), но сказать, что что-то из предлагаемого ассортимента заставляет открыть рот и навсегда позабыть о заокеанских аналогах, было бы преувеличением.
Наконец, обиднее всего то, что даже повеселиться над собой от души «Код Апокалипсиса» не дает. Сценарий до невозможности предсказуем и заштампован, но при этом практически не несет в себе того почти священного безумия, которым обыкновенно обладают подобного рода произведения, которое заставляло с неослабевающим интересом смотреть «Черную акулу» и «Зеркальные войны». (То же свойство отличало, к слову, и предыдущую картину Вадима Шмелева -- еще один антитеррористический боевик, «Обратный отсчет». Там тоже все было сделано точно по западным лекалам и сценарным учебникам, все было вроде бы убедительно, но ухватиться за что-либо конкретное не удавалось даже самому убежденному ернику.) Такое кино в принципе исключает какой бы то ни было внятный разговор о себе, если не считать помещенных в пресс-релизах подробностей о съемочных технологиях или подробного пересказа сюжета в синопсисе. Хвалить его не за что, громить -- бесполезно. Более того, на «Код Апокалипсиса» невозможно представить себе даже полноценную пародию. С одной стороны, из-за того, что ни одной яркой отличительной черты в нем найти не удастся (не считать же таковыми «фишками» пудреницу, скрещенную с шумовой гранатой, или переговоры с начальством при помощи гостиничной кофеварки). А с другой -- по той простой причине, что тяжелый труд пародистов в данном случае отважно взяли на себя сами создатели фильма. И соревноваться с ними бессмысленно.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ