|
|
N°13, 25 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тариф на час
Кремль и Белый дом недовольны поведением цен
Власти встревожены своими собственными действиями. Ощутимое повышение цен и тарифов сразу по нескольким «социально значимым» позициям (лекарства, транспорт, энергия) вызвало цепную реакцию весьма жестких заявлений и шагов в Кремле и Белом доме.
Вчера президент вызвал к себе главу Пенсионного фонда Михаила Зурабова и потребовал внеочередного повышения пенсий с 1 февраля на 6,5% для всех групп пенсионеров (очередное повышение запланировано на 1 августа). Эта мера, согласованная, как отметил Владимир Путин, с премьером, должна компенсировать возросшую инфляцию и, прежде всего, новые цены на лекарства. При этом президент выразил сожаление, что правительству не удается сдержать рост цен.
В свою очередь, правительство на вчерашнем заседании внепланово «прижало» естественные монополии: тарифы на электроэнергию возрастут в среднем не более чем на 18%, газ - 20%, железнодорожные перевозки - 16%. Если учесть, что до сих пор Белый дом соглашался с 35% повышением тарифов в течение года, а монополии просили еще больше, это решение выглядит довольно жестким. Заодно на заседании кабинета говорили об ограничении роста издержек в монополиях, реалистичных бюджетах и инвестиционных планах, т.е. близко к тексту воспроизвели коронные тезисы президентского советника Андрея Илларионова.
О том, что цены ведут себя «неприлично», а намечаемые планы лишь повысят степень «неприличия», власти официально догадались сразу после зимнего отпуска. Вернувшийся из него Михаил Касьянов сразу отменил принятое в его отсутствие решение о повышении тарифов на железнодорожные перевозки. А заодно отложил и решение повысить пошлины на подержанные иномарки. Но особенно встревожил кабинет новогодний взлет цен на лекарства - более болезненного в прямом и переносном смысле эффекта было не придумать.
Между тем, «среднебольничная температура» по стране выглядит отнюдь не трагично. Темпы инфляции на уровне 15-20% - т.е. то, что мы имели в прошлом году и чего примерно можно ждать в нынешнем - хотя и превышают желаемые, но не настолько, чтобы рвать на себе все волосы. К тому же главный прошлогодний источник инфляции (щедрый поток долларов, который Центробанк выкупает у экспортеров, печатая в обмен рубли) теперь серьезно усыхает.
Однако по крайней мере одну-две пряди со своей головы власти имеют все основания дернуть. Дело в том, что в течение буквально пары недель было объявлено о планах либо уже произошло повышение цен и тарифов сразу по нескольким чувствительным для населения позициям. Получилось, что все происходит «в одном флаконе» и почти одномоментно. Как на это должен реагировать рядовой потребитель, привыкший за пару последних лет к более или менее плавному течению жизни?
Кое-что власти просчитывали, например, о влиянии тарифов монополий на общий уровень инфляции в стране: пришли к выводу, что оно не будет драматичным. А кое в чем просчитались, например, в том, как будет выглядеть сочетание разных повышений разных потребительских цен. Самый серьезный и неприятный просчет - лекарственный. Лишенные прежних льгот по НДС, лекарства, и до того недешевые, отчасти дефицитные, а отчасти поддельные, вздорожали сверх всяких планов и прогнозов. Принципиально верный курс Минфина на избавление налоговой системы от бесконечных льгот обернулся довольно тупой борьбой с любым, даже временным, отклонением от провозглашенных правил. Лекарства ли, книги ли, инвалиды ли - умерла так умерла. И никакого, даже робкого, плана или механизма, чтобы компенсировать то, что безусловно требуется компенсировать. В чем была обязанность власти? В том, чтобы сказать налоговым асам Минфина: так, ребята, нельзя. Потому что такая «чистота» налоговой политики обойдется нам дороже.
Потому что компенсировать теперь все равно придется. И дело не только в 36 млрд дополнительных рублей, которые в годовом исчислении должны уйти как добавка к пенсии в обмен на «лекарственный эффект». Дело и в тарифах, которые, например, по газу все равно придется повышать. Дело и в жилищно-коммунальной реформе, от которой все равно никуда не деться.
Но как теперь реформировать? Каждый раз приглашать на беседу главу Пенсионного фонда? В этому году в фонде уже возникает дефицит, хорошо еще, что у г-на Зурабова с прошлого года «переходный остаток» в 110 млрд рублей сохранился.
Макроэкономисты правильно успокаивают: страшная инфляция нас в любом случае не ждет. Вопрос в ином: ждут ли нас новые синяки и шишки, набитые почти на ровном месте, при относительно благоприятной экономической и политической конъюнктуре.
Владимир ГУРЕВИЧ