В 1997 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предпринял довольно смелый шаг, утвердив программу развития государства более чем на 30 лет вперед. В рамках стратегии «Казахстан-2030» были определены семь основных приоритетов долгосрочной программы реформирования -- национальная безопасность, внутриполитическая стабильность и консолидация общества, экономический рост, здоровье, образование и благополучие граждан, энергетические ресурсы, инфраструктура, профессиональное государство. 12 октября в Астане состоится конференция, посвященная десятилетию
принятия «Стратегии-2030». Казахстанское руководство будет подводить промежуточные итоги осуществления программы, благо ему есть чем похвалиться.
«Сначала экономика, потом политика», -- провозгласил президент Назарбаев главный принцип развития. Прошедшее десятилетие стало для Казахстана временем одного из самых масштабных изменений в новейшей истории. Его можно кратко охарактеризовать как эволюционный скачок от относительно слабой в экономическом плане страны к статусу регионального лидера с растущим значением демократических ценностей и преобладанием рыночных принципов функционирования. Страна вполне уверенно прошла испытание азиатским кризисом 1997--1998 годов, мировой экономической рецессией, последствиями необходимых рыночных реформ.
Экономические успехи Казахстана объективно оцениваются зарубежными институтами и экспертами. По оценкам Всемирного банка, Казахстан является лидером среди всех стран СНГ в проведении реформ. Еще в марте 2002 года министерство торговли США присвоило этому центральноазиатскому государству статус «страны с рыночной экономикой». Казахстан -- единственная страна Содружества, которая уже в 2003 году восстановила уровень промышленного производства, имевшийся до кризисного 1991 года. Республику отличают высокие темпы экономического роста в течение всех последних десяти лет. Глава рейтингового агентства Moody's Джон Резерфорд еще в июне 2004 года констатировал: «Прогресс в Казахстане действительно впечатляющий. Казахстан создал очень динамичную экономику со многими прогрессивными атрибутами... Прогресс в экономике и гражданском обществе здесь выдающийся».
Стратегия «Казахстан-2030» стала для Казахстана чем-то большим, нежели очередным планом развития. Судя по результатам, можно говорить, что это было обусловлено ее своевременностью и адекватностью концепции, которая была заложена в данном документе. Действие стратегии выразилось прежде всего в изменении характера работы госорганов, которые вынуждены были перестраиваться в соответствии с новыми требованиями. Деятельность государства стала более прозрачной, в том числе для партнеров Казахстана, что существенно активизировало его взаимодействие с международными организациями.
Следует отметить, что «Стратегия-2030» стала первым опытом для стран СНГ. До Нурсултана Назарбаева ни один из постсоветских лидеров не прибегнул к созданию долгосрочной стратегии для выстраивания модернизационной модели государства. Возможно, политики опасались ассоциаций с плановой экономикой советской эпохи. Возможно, просто не были уверены в собственных силах и способностях претворить в жизнь хотя бы часть своих программных обещаний. В России также предпринимались усилия по разработке общегосударственного плана действий -- в 2003 году президент России выступил с инициативой удвоить ВВП к 2010 году. Были запущены национальные проекты в социальной сфере и сельском хозяйстве. Однако казахстанская «Стратегия-2030» остается все же уникальной -- и по диапазону охватываемых сфер, и по временным рамкам -- программой государственного реформирования.