|
|
N°12, 24 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российская оборонка -- в законе
В новой программе вооружения посчитан «каждый штык»
У российской оборонки появился свой «основной закон» -- Кремль завизировал государственную «Программу вооружения на период до 2010 года». Владимир Путин подписал этот документ ровно через год после того, как он был передан «на согласование» в президентскую администрацию. По утверждению начальника Генштаба Анатолия Квашнина, документ имеет такую степень детализации, что в 43 его томах «прописано все, вплоть до штыка». Информированные источники газеты «Время новостей» в ВПК весьма осторожно комментируют программу: оценки ее обеспеченности финансовыми ресурсами варьируются в довольно широком диапазоне -- от 35 до 80%, и даже самые безудержные оптимисты не надеются сейчас на 100-процентное выполнение программы.
Затянувшееся на год согласование программы вооружения, по словам источников газеты «Время новостей» в Совбезе, было связано с тем, что у «президента по этому документу возникло слишком много вопросов». Г-ну Путину явно не хотелось повторять ошибку своего предшественника: в 1996 году Кремль уже утверждал амбициозную программу перевооружения российской армии, выполнение которой впоследствии было с треском провалено. В определенной степени виной тому стал, конечно, дефолт-1998, однако и без него программа была явно невыполнима, поскольку предприятия оборонки постарались по максимуму «вбить» в нее все, что они могли выпускать (и даже то, что, как им казалось, они смогут выпускать в будущем). Чтобы избежать этого на сей раз, программа вооружения разрабатывалась «в пакете» с другими ключевыми документами российской военной реформы: планом строительства вооруженных сил на ближайшее десятилетие, долгосрочной концепцией реформы национального ВПК, программой военно-технического сотрудничества с зарубежными странами и т.д.
Впрочем, если верить одному из «отцов» нынешней программы вооружения -- «оборонному» вице-премьеру Илье Клебанову, этот документ начал работать задолго до его окончательного утверждения президентом: вот уже второй год гособоронзаказ утверждается правительством в полном соответствии с программой. Правда, сам г-н Клебанов признает при этом, что массовые поступления в войска новой техники следует ожидать не раньше 2006--07 года, а до тех пор деньги будут в основном расходоваться на модернизацию имеющихся систем вооружения и создание единичных опытных образцов техники. И модернизация, и разработка оружия нового поколения теснейшим образом увязаны в программе с экспортом военной техники за рубеж. Средства иностранных инвесторов планируется привлекать даже под важнейшую из имеющихся ныне оборонных программ -- разработку боевого самолета пятого поколения, итоги тендера на создание которого еще только предстоит подвести к концу нынешней зимы.
Зарубежное финансирование заложено также в программу создания крылатых ракет военно-морского флота (за счет совместной разработки с Индией перспективной ракеты «БраМос» и продажи Китаю наших «Москитов»), в планы выпуска новой бронетехники для нашей армии (за счет поставки индийской армии крупной партии нижнегатильских танков Т-90С), в предстоящее перевооружение ВМФ боевыми кораблями класса «корвет» и «фрегат» (здесь фигурируют все те же два основных покупателя нашего оружия плюс к тому Греция, принявшая на вооружение своего флота наши десантные корабли «Зубр»). Зависимость программы перевооружения нашей армии от экспортных поставок уже и сейчас столь высока, что срыв зарубежных контрактов приводит к задержкам в реализации даже самых, казалось бы, «продвинутых» и перспективных программ. Более низкий, чем ожидалось, спрос на мировом рынке на наши зенитно-ракетные комплексы на несколько лет задержал окончание испытаний новейшего ЗРК С-400 «Триумф», а последовательный отказ сразу нескольких стран от закупок нового российского вертолета «Черная акула» поставил на грань деградации вертолетный парк авиации сухопутных войск нашей армии.
Юрий ГОЛОТЮК