Через месяц -- 2 ноября -- в Тбилиси пройдет «грандиозный митинг всех оппозиционных сил». Об этом заявил Константин Гунцадзе -- координатор «Национального совета», выступающего за отставку президента Михаила Саакашвили. Сейчас руководители трех оппозиционных движений (Республиканская партия, «Путь Грузии» и «Свобода») Давид Усупашвили, Саломэ Зурабишвили и Константин Гамсахурдиа подводят итоги поездки в США, куда их пригласил исследовательский Центр Никсона, близкий к нынешней республиканской администрации.
Визит оппозиционеров совпал с разоблачениями бывшего сподвижника президента Грузии Ираклия Окруашвили и его арестом 27 сентября. О планах оппозиции экс-министр иностранных дел Саломэ ЗУРАБИШВИЛИ рассказала «Времени новостей».-- Оппозиция утверждает, что американцы задумываются об альтернативе Михаилу Саакашвили. Кто-то уже есть?-- Я не могу сказать о ком-то конкретном, но американцы обеспокоены. Арест Окруашвили, митинги в Тбилиси -- все это совпало с нашими встречами в США, в том числе в конгрессе. У американцев было не совсем объективное представление о Грузии. Там полагали, что процессы здесь развиваются в правильном направлении. А мы говорили, что Грузия возвращается к какому-то варианту прежней системы. Американцы слушали нас все более внимательно. Продолжительной была последняя встреча -- с помощником зама госсекретаря по европейским и евразийским вопросам Мэтью Брайзой (он курирует Грузию в госдепе. --
Ред.).
-- Руководство Грузии говорит, что в стране нет достойной оппозиции...-- Саакашвили создал в США представление, что в Грузии оппозиция неразвитая, разрозненная, выступающая за дестабилизацию и в основном пророссийская. Мы втроем эту картину изменили. Показали, что мы прозападные. Что у нас много общих позиций, что мы за справедливые выборы (в конце 2008 года в Грузии состоятся президентские и парламентские выборы. --
Ред.), что мы против смены власти путем демонстраций, так как еще один переворот будет трагедией для Грузии.
Мы при этом просили американцев, чтобы наши аргументы не помешали введению в действие плана по вступлению Грузии в НАТО (Тбилиси рассчитывает, что это произойдет весной 2008 года. --
Ред.). Чтобы перспектива вступления в НАТО не отодвинулась. Наоборот, этот план поможет развитию в Грузии демократических процессов. Мы объяснили, что выбор не выглядит так: или Саакашвили, или хаос. Мы просили устраивать в конгрессе слушания по Грузии. У американцев появились вопросы, и наши власти должны будут на них отвечать.
-- В среду Грузию посетит генсек НАТО Яап Де Хооп Схеффер. Он встретится с оппозицией?-- Мы работаем над этим. Я лично веду переговоры с Брюсселем. Я представить себе не могу, чтобы в сложившейся ситуации он не встретился с оппозицией.
-- Вы полтора года проработали министром иностранных дел, уйдя в отставку в октябре 2005 года. Какими были отношения между Саакашвили и Окруашвили?-- Окруашвили входил в очень узкий круг приближенных к президенту. Заседания правительства он почти не посещал. Вообще министры иностранных дел и обороны, особенно в странах, где есть конфликты, должны общаться теснее. Но он, вероятно в силу характера, неконтактен.
-- Когда два года назад вы ушли в отставку, то сказали, что Грузии вредят «бесы». Окруашвили вы тоже подразумевали под «бесами»?-- Я не имела в виду кого-то персонально. Я больше говорила о системе управления.
-- Должно ли начаться расследование по обвинениям, выдвинутым Окруашвили?-- Здесь двух мнений быть не может, ведь мы претендуем на то, что в стране демократия. Иначе получается, что его обвинения -- это истина, которая кого-то не устраивает. Я требую расследования.
-- Окруашвили утверждал, что президент поручал устранить бизнесмена Бадри Патаркацишвили. Он сейчас может сотрудничать с оппозицией?-- Все могут сотрудничать с оппозицией. Особенно по вопросу подготовки справедливых выборов.
-- Окруашвили ранее был крайне неприемлем для России, где его считали главным «ястребом». Но вчера Госдума с подачи "Единой России" приняла заявление в защиту грузинской оппозиции -- «Об антидемократической политике грузинских властей и о нарушении прав человека в Грузии». Россияне "выразили озабоченность" "безоглядной поддержкой госдепартамента США того, что делают грузинские власти в отношении оппозиции". Как вы это объясняете?-- Россия старается использовать нашу ситуацию, вбрасывая провокации. Это старые схемы. Я настаиваю, чтобы мы забыли в этом случае о России. Происходящее -- это внутренняя политика Грузии. Это наше будущее, наша демократия. Меня не интересует в этом случае позиция России. Не надо ждать от нее ни позитива, ни негатива.
-- В бытность главой МИД Грузии вы не могли не знать о роли дяди президента, чиновника ООН Темури Аласания, которого Окруашвили обвинил в вымогательстве взятки в 200 тыс. долл. у бизнесмена...-- У меня по Аласании тоже есть вопросы, и они близки к тому, что говорил Окруашвили. Я не понимаю, как человек, который был сотрудником КГБ, а по-другому он бы не попал на работу в ООН в советские времена, получает должность советника нашего президента. Семейные связи не могут служить этому оправданием. Аласания активно участвовал в решении многих вопросов, давал советы. Знаю, что он находился в кабинете Миши при решении много чего важного.