После намеченных на 6 октября президентских выборов в Пакистане должны состояться парламентские. Их дата еще не назначена, но для подготовки к ним на родину собирается вернуться известный лидер оппозиции 54-летняя Беназир Бхутто, живущая в изгнании в Эмиратах. Само по себе ее возвращение (запланировано на 18 октября, сразу после праздников в связи с окончанием мусульманского поста Рамадан) станет громким событием. Ведь в Пакистане бывший премьер и дочь известного в прошлом лидера страны Зульфикара Али Бхутто обвиняется в коррупции. В интервью обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ бывший премьер Беназир БХУТТО рассказала, за что критикует генерала Первеза Мушаррафа.-- Г-жа Бхутто, вы говорите о том, что Пакистану нужны реформы. Какие конкретно?-- Пакистан сейчас под властью военной диктатуры. А я и мои сторонники хотим, чтобы в Пакистане была демократия. Например, там должна быть независимая судебная система. Судьи у нас назначаются, а могли бы быть подотчетными парламенту (главный судья страны и члены Верховного суда, а также члены Федерального шариатского суда назначаются президентом; судьи низших инстанций назначаются губернаторами провинций. --
Ред.). Наш военный бюджет тоже должен бы подаваться на утверждение парламенту. Да и вообще деньги лучше направлять на образование, на создание рабочих мест. Еще у Пакистана много проблем с соседями -- Афганистаном и Индией. А я бы хотела, чтобы в регионе наступил мир.
-- Может, Пакистан еще не созрел для реформ? Общество все-таки несколько отсталое, а сильный лидер как раз и может держать страну под контролем?-- Такое мнение имеет место. Я с ним не согласна. Только демократия может гарантировать стабильность. И нам больно видеть, что Вашингтон и в целом Запад поддерживают диктатуру в Пакистане. Это тем более странно, учитывая, что ранее Запад поддерживал талибов в Афганистане, хотя после 11 сентября 2001 года понял, что это была ошибка (ответственность за теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне взяла на себя международная группировка «Аль-Каида», имевшая базы в Афганистане и тесные связи с талибами. --
Ред.).
Что касается наведения порядка сильной рукой, то в самые проблемные районы Пакистана были направлены дополнительные 80 тыс. солдат. Но это не помогло. Армия не смогла поставить ситуацию под контроль. Диктатура не справляется с решением трудных задач.
И хотя международное сообщество надеялось на Мушаррафа, он не справился. Другое дело -- при демократии, опирающейся на поддержку населения. Во время моего премьерства (Бхутто была премьером дважды, в конце 1980-х и середине 1990-х годов. --
Ред.) были проблемы в Карачи. И армия установила там контроль над ситуацией только при помощи гражданских демократических структур.
-- Вы говорите о демократии и чистоте судебных процессов, но вас самих обвиняют на родине в коррупции, из-за чего в 1999 году вы были вынуждены покинуть Пакистан...-- С этими обвинениями, а ведь уже прошло почти десять лет, должен разобраться суд. Но правительство придумало эти обвинения.
-- В Пакистане имеются регионы, слабо контролируемые властями. Там сильны экстремистские настроения и проживает немало людей, настроения которых совпадают с убеждениями афганских талибов. Многие российские политологи считают, что это очень опасно, не менее чем талибы в Афганистане.-- Я тоже весьма обеспокоена этим. И я согласна, что Исламабад не менее опасен, ведь у него еще есть ядерное оружие. Экстремисты в Пакистане есть даже в столице Исламабаде. Надо остановить талибанизацию Пакистана.