Время новостей
     N°179, 02 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2007
Лети куда хочешь
Правительство отменило квотирование внутрироссийских авиаперевозок
Новый порядок лицензирования воздушных перевозок, утвержденный постановлением правительства в июне, вчера вступил в силу. Как сообщил на пресс-конференции по этому поводу руководитель Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация») Евгений Бачурин, теперь предметом лицензирования станет авиатранспортная деятельность как таковая, а не право работать на определенных маршрутах, как раньше. То есть теоретически с введением нового порядка лицензирования любая российская авиакомпания сможет работать на любом внутреннем российском маршруте, на каком только пожелает.

Прежний порядок, известный как «квотирование маршрутов», действовал в гражданской авиации с 1998 года. Соответственно теперь гораздо либеральнее должен стать порядок допуска авиакомпаний к услугам аэропортов. Правда, эти вопросы, как сообщил вчера директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Олег Труфанов, будут определены позже, в разрабатываемом министерством документе о порядке формирования расписания авиакомпаний и распределения аэропортовых слотов (временные промежутки для выполнения взлета-посадки). Этот документ должен быть составлен в течение октября и в этом же месяце представлен на регистрацию в Минюст.

По словам г-на Бачурина, перейти на новый порядок лицензирования «Росавиация» рассчитывает плавно. В полной мере он начнет действовать с введением летнего расписания 2008 года (оно традиционно вступает в силу в апреле). До тех пор компании, имеющие лицензии старого образца на определенные внутренние и международные маршруты, могут продолжить работу на основании этих документов.

С международными направлениями дело обстоит сложнее, напомнил г-н Бачурин, поскольку там количество летающих компаний, как правило, ограничено двусторонними межправительственными соглашениями и эти компании имеют специальный статус назначенных авиаперевозчиков. Тем не менее г-н Труфанов заявил, что Минтранс сейчас разрабатывает положение, призванное сделать процесс выдачи разрешений на международные рейсы более объективным и формализованным. По его словам, решения в этой области предлагается принимать на основании шкалы примерно из тридцати критериев, куда входят характеристики самолетного парка заинтересованной авиакомпании, ее предыдущий опыт в авиабизнесе, наличие или отсутствие нареканий со стороны авиационных властей и клиентов и т.д.

Внутри страны планируется применить принципиально такой же порядок с целью исключить возможность необоснованных преференций (и столь же необоснованных отказов в обслуживании) авиакомпаниям со стороны аэропортов. «Сегодня наиболее серьезная проблема, с которой сталкиваются авиакомпании в аэропортах, -- это согласование и распределение слотов», -- отметил глава «Росавиации».

Чтобы сделать этот процесс более прозрачным, аэропорты страны предлагается разбить на три уровня. Аэропортами первого уровня будут признаны те, чья пропускная возможность значительно превышает количество запрошенных авиакомпаниями слотов. Считается, что этот уровень «некоординируемый» и что такие воздушные гавани смогут обслужить все желающие компании. Во всяком случае, по своей инициативе «некоординируемые» аэропорты не должны будут отказывать никому. Второй уровень будет «частично координируемым». Туда попадут аэропорты, где пропускная способность примерно соответствует запросам авиакомпаний; однако вмешательство вышестоящих авиационных властей может понадобиться для распределения слотов в пиковый сезон или на наиболее горячих направлениях. Наконец, в аэропортах третьего уровня, где количество запрошенных рейсов значительно превышает наличные возможности, распределение слотов будет регулировать «Росавиация» исходя из тех же критериев, которые г-н Труфанов назвал, говоря о международных маршрутах.

Авиакомпании вчера предпочли не комментировать нововведения.

Михаил КУКУШКИН