Вчера
новый премьер-министр Японии 71-летний Ясуо Фукуда выступил с программной речью в парламенте. Эту речь в стране ждали с особым вниманием, ведь Фукуда стал премьером 25 сентября после серьезного кризиса, когда неожиданно подавший в отставку 12 сентября его предшественник Синдзо Абэ фактически признался в неспособности управлять государством.
Фукуда не слишком изменил кабинет Абэ. Свои посты сохранили 13 из 17 министров. Но главной задачей нового премьера стало возвращение подорванного коррупционными скандалами доверия японцев к власти. Премьер вчера, однако, не произнес слово "коррупция", но много говорил о необходимости проведения реформ в стране и поддержания тесного диалога с оппозицией.
На внешнеполитическом направлении для Фукуды ключевая задача -- продлить вспомогательную миссию японских военно-морских сил в Индийском океане, где они заправляют горючим корабли многонациональной антитеррористической коалиции под эгидой США в Афганистане. Против продления истекающего 1 ноября закона об афганской кампании возражает оппозиция, с июля контролирующая верхнюю палату парламента. Но Фукуда заявил, что его кабинет вскоре представит парламенту новый законопроект по продолжению этой миссии.
Комментируя «Времени новостей» первую речь нового японского премьера, руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко предположил: «В Японии будет больше умеренности и сдержанности в подходе к решению острых внутренних и внешних проблем. Можно надеяться, что этот премьер благодаря своей умеренности достигнет больше результатов, чем предыдущий».
Союзные отношения с США новый премьер считает "краеугольным камнем" своей внешней политики. Как приоритетная выделена проблема Северной Кореи. Япония намерена активизировать дипломатическую деятельность в азиатском регионе, с акцентом на Китай и Корею. Цель -- нормализация отношений с Северной Кореей. В этой связи, напомнил «ВН» г-н Павлятенко, просматривается параллель с курсом экс-премьера Дзюнъитиро Коидзуми, встречавшегося в 2002 году в Пхеньяне с Ким Чен Иром.
Россия заняла скромное место в программной речи премьера Фукуды. «Я буду упорно работать над разрешением территориальной проблемы и вместе с тем прилагать усилия к развитию связей между двумя странами», -- заявил он. Однако г-н Павлятенко по этому поводу считает, что от обещаний японского премьера здесь мало что зависит: "Приток японских инвестиций в Россию будет зависеть от состояния дел в нашей стране".
Основной же проблемой премьера Японии станет внутренняя политика. Фукуде предстоит реализовывать пакет непростых реформ, унаследованных еще от Коидзуми. Это и пенсионная, и налоговые реформы, по которым премьер проведет национальную дискуссию. «Мастер компромисса» Фукуда коснулся социальной справедливости и минимизации последствий отрыва города от деревни, стабилизации жизни народа на основе «проведения политики с теплом». Он обязался продолжить и инициативу Синдзо Абэ по пост-Киотскому протоколу и включить проблему парниковых газов в повестку саммита «большой восьмерки», который Япония проведет в июле 2008 года. Вместе с тем Фукуда-сан уклонился от болезненных вопросов, таких как пересмотр положений конституции с целью реформирования японских сил самообороны.
Речь Фукуды-сан была весьма общей. Г-н Павлятенко пояснил «ВН», что «отсутствие конкретики и детального плана обусловлено стремительностью происшедших событий» (имеется в виду быстрый уход в отставку премьера Синдзо Абэ). "Пока нет оформленной стратегии, есть общие вещи", -- считает собеседник нашей газеты.