Оглашены первые результаты экспертизы недавно найденных возможных останков царской семьи
В России вскоре могут состояться новые похороны членов семьи императора Николая II --
эксперты огласили первые результаты анализа останков, обнаруженных в Свердловской области нынешним летом. Тогда на Старой Коптяковской дороге под Екатеринбургом было обнаружено 44 фрагмента скелетов, которые, по версии археологов, принадлежат детям Николая II -- цесаревичу Алексею и великой княжне Марии.
Это захоронение расположено неподалеку от основного, которое было обнаружено еще в 1991 году и где, по утверждению исследователей, были захоронены сам бывший император и члены его семьи. Еще шестнадцать лет назад было неясно, где находятся могилы Алексея и Марии. Археологи исследовали так называемую «записку Юровского» -- воспоминания одного из организаторов и участника расстрела и захоронения императорской семьи Якова Юровского. Летняя находка основана на этих записях.
Кроме костей специалисты нашли фрагменты сосудов, в которых была серная кислота, и три пули. В минувшую пятницу была завершена стоматологическая и антропологическая экспертиза. Заместитель главного судмедэксперта Свердловской области Владимир Громов, участвовавший в исследованиях останков, утверждает: не найдено никаких фактов, которые ставили бы под сомнение, что обнаруженные части тел принадлежат членам императорской семьи. Один скелет принадлежит девушке 16--19 лет, а другой -- мальчику лет 12--14. Ученые изучили 14 найденных фрагментов из 44. Особо эксперты обращают внимание на результаты исследования найденных зубов: в них обнаружены высококачественные пломбы с серебряной амальгамой -- такие же пломбы были у императрицы Александры Федоровны.
Однако исследования не закончены. Судмедэкспертиза заявила о проведении в том числе сравнительного анализа ДНК. Для этого в Екатеринбург доставлены части костей, найденных в 1991 году и впоследствии погребенных в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Владимир Громов уже сейчас говорит, что результаты этих исследований будут получены нескоро. «Некоторые фрагменты имеют размер два на два миллиметра, весят один грамм, и исследовать их крайне трудно. Они более 70 лет пролежали в болотистой местности, что ускоряет разрушение костей», -- говорит эксперт, но тут же добавляет: но даже на таких мелких фрагментах есть следы от серной кислоты и огня высокой температуры.
Между тем реакция на исследования неоднозначна. Так, председатель екатеринбургского Центра по расследованию обстоятельств гибели членов семьи дома Романовых Вадим Виннер уже успел объявить, что сомневается в подлинности находки. Он уверяет, что «записка Юровского» была фальсификацией, а потому опираться на нее при решении данного вопроса не стоит. А вот Русская православная церковь, которая в 90-е годы прошлого века отказалась признавать найденные кости останками императорской семьи, в этот раз отнеслась к находкам с большим доверием. Член синоидальной комиссии РПЦ по канонизации протоиерей Георгий Митрофанов в интервью Интерфаксу заявил, что если удастся установить подлинность останков, то это будет решением одной из важнейших проблем, мешавших церкви признать подлинность первой находки.
В отличие от ситуации 91-го года региональные власти на сей раз не противятся никаким исследованиям находок. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель, который в 90-х годах выступал против перевоза останков из Екатеринбурга в Санкт-Петербург, заявил, что события вокруг императорской семьи -- тема слишком деликатная, чтобы вмешиваться в нее региональным властям.
Неизменной остается лишь позиция Генеральной прокуратуры России, которая на днях отказалась признавать Николая II и его семью жертвами политических репрессий и реабилитировать. Представители Генпрокуратуры установили, что достоверных свидетельств существования каких-либо официальных решений суда по применению к расстрелянным членам царской семьи репрессии по политическим мотивам нет. А между тем наличие соответствующего решения прокуратуры является обязательным для реабилитации. В связи с этим расстрел семьи русского императора трактуется как умышленное убийство, имеющее политическую окраску.