После сентябрьской спасательной операции на реке Юрункаш в Китае, где в конце августа перевернулись катамараны российских рафтеров, чиновники Министерства чрезвычайных ситуаций всерьез задумались о запретительных мерах для любителей приключенческого туризма. По крайней мере в МЧС явно считают возможным предотвращать подобные ЧП в будущем в том числе и за счет административных мер. Однако, как признал вчера заместитель директора департамента оперативного управления МЧС Андрей Легошин, законодательной возможности ввести запрет на самостоятельное покорение опасных троп и рек у чиновников пока нет. Поэтому единственным способом «решения проблемы безопасности экстремального отдыха», по его мнению, остается преподавание навыков выживания на уроках ОБЖ в школе и введение обязательного страхования жизни и контроля за туристами, отправляющимися за повышенной дозой адреналина.
«Группы должны выходить на маршрут подготовленными. У людей должна быть соответствующая квалификация и снаряжение, в том числе обязательно средства связи. Кроме того, экстремальный отдых надо страховать», -- считает г-н Легошин, утверждающий, что «наличие страховки ускорит проведение спасательной операции». По словам представителя МЧС, именно отсутствие средств связи и страховки осложнило поиски российских спортсменов в Китае. При этом он отметил высокий профессионализм рафтеров, посетовав, что «такие подготовленные туристы встречаются не всегда».
Вопрос о повышении требований к туристам-экстремалам, судя по всему, возник в МЧС после изучения бюджета, потребовавшегося для проведения спасательной операции. Без учета расходов китайской стороны, которая пока не предъявляла к российским официальным властям претензий, по словам Андрея Легошина, 20-дневная спасательная операция стоила МЧС России 250 тыс. долл. «Авиационные расходы составили 120 тыс. долл., расходы на связь, проживание и на другие нужды спасателей составили еще около 130 тыс.», -- рассказал г-н Легошин, заметив, что расходы китайских спасателей, которые задействовали в поиске российских граждан около восьми тысяч человек, были значительно больше. Только китайские вертолеты, по его словам, налетали 86 часов, и каждый час может быть оценен в полторы тысячи долларов.
Поэтому, по мнению российских чиновников, необходимо «остановить беспредел безбашенных людей, а также развивать систему передачи опыта, которая может быть реализована только в туристических клубах». «Нельзя запретить человеку плавать, но нужно научить его плавать», -- заявил г-н Легошин, считающий, что азы безопасности и выживания в экстремальных ситуациях должны преподаваться на уроках ОБЖ.
Однако представители сообщества приключенческого туризма считают, что одними занятиями по основам безопасности тут не обойтись, а до создания системы обязательного страхования сложных походов России еще далеко. Так, по мнению мастера спорта по туризму, члена правления федерации спортивного туризма Москвы Сергея Минделевича, в первую очередь на страхование случаев, требующих проведения спасательных операций, не пойдут сами страховые компании. «Сегодня им это просто не выгодно, потому что из 3 млн человек российских туристов походами максимальной -- пятой и шестой категории -- сложности занимаются 200--300 человек в год», -- рассказал г-н Минделевич «Времени новостей». Кроме того, он считает, что обязательное страхование приемлемо не во всех случаях, так как экстремальным отдых делают как сами люди, так и природные условия, и опасным для жизни может стать даже обычный поход за грибами. «Но никто же страховаться перед тем, как в лес идти, не будет», -- уверен он. Да и страховка в России традиционно выплачивается не на спасательную операцию (такого вида страхования, по его словам, у нас в принципе нет), а уже по факту трагедии.
По мнению самих туристов, проблема в том, что сегодня государство воспринимает эту отрасль исключительно как бизнес, а не как «средство оздоровления и воспитания нации». И помочь обезопасить стремление россиян к активному и часто небезопасному отдыху могут лишь возрождение на государственном уровне старой советской школы туризма и поддержка отечественных экстремалов в оснащении туристических троп и самих экспедиций средствами безопасности. «Мы уже несколько лет добиваемся строительства хижины, приюта на седловине Эльбруса, которая могла бы спасти жизнь не одного туриста, но, похоже, государству выгоднее тратиться на спасательные операции», -- считает г-н Минделевич.
По мнению же представителей туристического бизнеса, различные объединения и клубы профессиональных туристов и любителей, «которые наряду с туроператорами предлагают туристический продукт», должны быть приравнены к туроператорам и нести такую же ответственность. Как рассказала «Времени новостей» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, не каждая турфирма возьмет на себя организацию экстремальных туров. «Это сложный и дорогой продукт», -- утверждает она. Таких агентств, по ее словам, на рынке туроператоров не более 1%, да и те специализируются в основном на массовом контингенте россиян, для которых пройти на катамаране по спокойной реке -- уже экстрим. Но в этом случае фирма полностью отвечает за безопасность своих клиентов.