|
|
N°178, 01 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спасение капитализации
РАО «ЕЭС» латает дыры в инвестиционной привлекательности своих «дочек»
Совет директоров РАО «ЕЭС России» на фоне кризиса на фондовом рынке в пятницу старательно повышал капитализацию энергокомпаний, акции которых в скором времени будут проданы частным инвесторам. В частности, было одобрено предложение менеджмента обратиться в правительство с предложением разработать законопроект, запрещающий региональным властям до 2010 года проводить конкурсы по присвоению статуса гарантирующего поставщика -- это позволило бы энергосбытовым компаниям, которые продает РАО, иметь клиентскую базу как минимум до этого срока, что, разумеется, увеличит цену таких активов. Кроме того, РАО продолжило практику избавления от непрофильных активов и, наконец, выставило на аукцион 25% плюс одна акция в Российских коммунальных системах (РКС). Кроме того, решено присоединять новые энергоблоки к сетям на платной основе. Это позволит, заявил глава РАО Анатолий Чубайс, гарантировать выдачу мощности в Единую энергосистему страны, увеличить инвестпрограммы сетевых компаний, и в то же время отодвинуть на год введение в эксплуатацию новых энергоблоков.
РАО сбывает сбыты
Аукционы по продаже сбытовых компаний в сентябре, как известно, в большинстве своем не состоялись. И это несмотря на то, что спрос был. Причины две: завышенная стартовая цена (она была установлена по верхней границе оценки компаний) и ситуация, сложившаяся с присвоением статуса гарантирующего поставщика. Такой статус, как правило, дает доступ к самому лакомому сегменту рынка -- населению. Согласно законодательству, местные власти должны провести конкурс на присвоение этого статуса до 1 января 2008 года. Однако Минпромэнерго до сих пор не разработало правила проведения таких конкурсов. «Несмотря на это, в 2007 году в ряде регионов по инициативе местных властей были объявлены конкурсы на статус гарантирующего поставщика, -- говорится в пресс-релизе РАО. -- Большинство из них либо были отменены, либо объявление даты проведения конкурса отложено до выхода правил проведения таких конкурсов. В Свердловской области конкурс был объявлен, но в связи с отзывом потенциальными участниками своих заявок признан не состоявшимся. Победители были определены только в двух конкурсах, объявленных региональными администрациями Нижегородской и Ленинградской областей». При этом в Нижегородской области победителем стала компания, близкая к структурам Олега Дерипаски, когда как «Транснефтьсервис С», купившая в мае у РАО за огромные деньги Нижегородскую сбытовую компанию, оказалась де-факто ни с чем.
В РАО хотя и назвали провал аукционов «сговором покупателей», все же признали проблему «рейдерства» в энергосбытовом бизнесе, и собирались обнародовать методы борьбы с ним на заседании совета директоров. В итоге было решено дать фору продаваемым на аукционах сбытовым компаниям и провести очередные конкурсы на статус гарантирующего поставщика в период с 2010 по 2012 гг. «При этом победитель первого и каждого очередного конкурса должны будут приступить к выполнению функций гарантирующего поставщика с 1 января следующего года. Гарантирующие поставщики, не являющиеся субъектами оптового рынка, должны получить этот статус и право участия в торговле электрической энергией (мощностью) на соответствующей территории с условием начала работы на оптовом рынке с 1 января любого года в период до 1 января 2010 года (это обусловлено тем, что выход гарантирующих поставщиков на оптовый рынок электроэнергии внутри периода регулирования потребует пересмотра большинства тарифных решений). В противном случае такая компания будет лишена статуса гарантирующего поставщика, а зона ее деятельности будет включена в зону гарантирующего поставщика из числа энергосбытовых компаний, выделенных из АО-энерго», -- говорится в сообщении РАО. Кроме того, предполагается введение упрощенной процедуры получения права торговли на оптовом рынке электроэнергии, упрощение процедуры сбора документов для заключения договоров купли-продажи электроэнергии и закрепление права одностороннего их расторжения потребителем не только с гарантирующим поставщиком, но и с любыми энергосбытовыми компаниями.
Введение почти всех этих мер возможно лишь путем изменения законов. Совет директоров РАО, большинство мест в котором занимают чиновники, одобрил предложения менеджмента и поручил правлению разработать соответствующие документы для отправки в правительство (в том числе концепцию развития конкуренции на розничном рынке). Однако очевидно, что до выборов Госдума вряд ли успеет рассмотреть столь серьезные вопросы, и в лучшем случае поправки в законы появятся весной.
Но РАО, как говорили представители энергохолдинга, ждать не будет и продолжит продавать энергосбытовые компании. Очередная серия торгов намечена на ноябрь. И если что-то продать не удастся, то совету директоров придется принимать решение, что делать с такими активами.
Политический проект в свободном плавании
Проект РКС, из которого РАО наконец решило выйти, на протяжении долгого времени был для энергохолдинга только в тягость: требовались инвестиции, а отдачи не было. То есть ситуация была такой же, как и во всей системе ЖКХ. Изначально, в 2003 году, РАО хотело начать наводить порядок по крайней мере в финансовых потоках ЖКХ, так как от этого порядка, говорил г-н Чубайс, зависит «большая энергетика». По некоторой информации, вообще проект РКС был начат Анатолием Чубайсом лишь потому, что этого потребовал Владимир Путин в обмен на согласие продолжать реформирование электроэнергетики. Но развить идею не получилось: от проекта отвернулись почти все олигархи, которых поначалу удалось заманить в проект. Осталась только «Ренова», которая вместе с принадлежащими ей «Комплексными энергосистемами» (КЭС) консолидировала 75% минус одна акция РКС, и теперь де-факто РКС и КЭС -- одна организация (у них даже один руководитель -- Михаил Слободин).
У РАО остался блокпакет акций (до этого года, правда, было ровно 25%, но в ходе размещения допэмиссии энергохолдинг получил возможность докупить одну акцию). Этот пакет, как говорится в сообщении РАО по результатам заседания совета директоров, будет продан на открытом аукционе в первом квартале 2008 года, причем начальная цена будет определена независимым оценщиком с учетом рыночной стоимости компании. Выручку от аукциона решено направить «на возмещение расходов по приобретению РАО "ЕЭС России" пакета акций "Ленэнерго" у компании Fortum (было куплено более 3% акций, необходимых для сохранения контрольного пакета после проведения допэмиссии акций в пользу администрации Санкт-Петербурга), а также на формирование резерва для целей реорганизации РАО «ЕЭС России».
«Это означает, что нашей главной задачей с финансовой точки зрения является осуществить продажу так, чтобы мы полностью окупили все затраты, которые были внесены РАО в компанию РКС, и получили достойный доход за выполненную работу. Не говоря уже о том, что само создание и функционирование в коммунальном секторе компании, выросшей до объемов годового оборота в 1 млрд долл., безусловно, нужно признать значимым результатом. И, если я правильно понимаю, самым крупным результатом в сфере коммунального хозяйства в стране», -- заявил Анатолий Чубайс.
О том, кто может выступить покупателем актива, в РАО предпочитают не говорить.
В Нижневартовске нашли инвестора
Энергетики, наконец, завершили переговоры с ТНК-ВР об инвестициях в достройку Нижневартовской ГРЭС. Изначально речь шла о том, что в обмен на инвестиции нефтяная компания получит 50% в совместном предприятии, которому будет принадлежать новый энергоблок мощностью 800 МВт (сейчас 100% акций электростанции владеет ОГК-1). Однако теперь речь идет о том, что ТНК-ВР, вложив 320 млн долл., получит ровно 25% акций в компании, которой будет принадлежать вся электростанция (построенный на инвестиции ТНК-ВР блок и уже имеющиеся два блока суммарной мощностью 1600 МВт). «Для выработки новым блоком электроэнергии ТНК-ВР гарантирует долгосрочные поставки газа и покупку производимой электроэнергии, -- говорится в совместном пресс-релизе нефтяной компании и ОГК-1. -- В качестве топлива для энергоблока будет использоваться сухой отбензиненный, подвергнутый предварительной обработке газ. В настоящий момент ТНК-BP поставляет на два существующих блока Нижневартовской ГРЭС 3 млрд кубометров газа в год, а новый энергоблок будет потреблять еще 1,2 млрд кубометров. Также ТНК-BP будет осуществлять закупку выработанной электроэнергии с третьего блока».
В районе Нижневартовска, как известно, находится основное месторождение компании -- Самотлорское. Кроме того, по словам представителя ТНК-ВР, сейчас ведутся переговоры о том, что англо-российский холдинг будет закупать попутный газ у «Роснефти» (точнее, у принадлежащей ей «Томскнефти»), «Русснефти», «Славнефти» и «Негуснефти» для переработки на совместном с СИБУРом заводе. Поэтому конкурентов по поставкам газа на Нижневартовскую ГРЭС у ТНК-ВР, судя по всему, не будет.
В нефтяной компании говорят, что получили то, что хотели. «Главное, что мы сможем заключить долгосрочный договор на поставку попутного газа (за сжигание которого Минприроды планирует взимать высокие штрафы), а также долгосрочный договор на поставку электроэнергии с третьего блока по фиксированной цене», -- говорит представитель ТНК-ВР. Раскрыть цену он отказался. Также он не смог сообщить, когда будут подписаны эти договоры. Если договоренности будут нарушаться со стороны энергетиков, владеющих абсолютным контролем над СП, то решать проблемы, по его словам, стороны будут в суде.
«Тонкая настройка» инвестпрограмм
Анатолий Чубайс в пятницу сообщил инвесторам, что инвестпрограммы генерирующих компаний однозначно будут изменены. Правда, он оговорился, что это будут не кардинальные изменения, а «тонкая настройка» -- как он и обещал весной, представляя инвестпрограммы. Вызвана она будет необходимостью ОГК и ТГК заключать договоры на присоединение к сетям с Федеральной сетевой компании. «Генерирующая компания должна оплатить работу, связанную с присоединением строящейся мощности к сетям, а ФСК, в свою очередь, берет на себя финансовую ответственность за исполнение этих договоров в срок, -- заявил г-н Чубайс. -- Жизнь заставила принять это решение, потому что оно восстанавливает здоровую финансовую систему, здоровую финансовую основу во взаимоотношениях генерации с сетями. Для того чтобы сети были реально заинтересованы в подключении нового объекта генерации, конечно, правильно, чтобы работа была оплачена тем, кто ее и заказывал, то есть генкомпаниями... У ФСК в этом случае появляется финансовая ответственность за неисполнение договора в срок. Это способ хеджирования рисков инвестора... Такая система, по моему глубокому убеждению, самая здоровая и самая антикоррупционная. Точно так же, как и система договоров на присоединение для потребителей».
Как говорится в пресс-релизе энергохолдинга, предусматривается расчет платы за технологическое присоединение «как произведения суммарной протяженности линий и нормативной ставки за километр с учетом повышающих коэффициентов, учитывающих условия строительства и другие расходы, при этом ставки за строительство 1 км линий соответствующего класса напряжения и коэффициенты, учитывающие условия строительства, ставки по постоянным расходам должны устанавливаться регулирующим органом в соответствии с методическими указаниям ФСТ России». Ответственность ФСК за невыполнение сроков по технологическому присоединению устанавливается «в размере 2% от платы по договору за каждый месяц просрочки, но не более 25% от ее размера, а также возместить не покрытые неустойкой убытки в пределах величины доказанного в судебном порядке реального ущерба».
Г-н Чубайс полагает, что такие договоры позволят, с одной стороны, увеличить объем инвестпрограммы в отношении проектов, связанных со строительством высоковольтных сетей, а «с другой стороны, видимо, придется несколько сократить ее по объему вводов, планировавшихся до 2010 года, перенеся часть вводов генерирующих мощностей на 2011 год». «Но если совместить первое и второе изменение, а именно увеличение объемов вводов по схемам выдачи мощности и уменьшение объемов вводов по генерации, то общий объем программы, скорее всего, несколько возрастет по деньгам. Вот такие последствия этого процесса, хотя самый точный ответ получится даже не на основании наших общих расчетов в РАО «ЕЭС», а на основании расчетов самой компании, которая должна пройти согласования с ФСК, как мы предполагаем, в срок до конца этого года».
Николай ГОРЕЛОВ