Время новостей
     N°178, 01 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.10.2007
Компанейское дело
«Новая драма» подвела итоги
Фестиваль «Новая драма» закончился в театре «Практика» так же тихо, по-семейному, как и начался. Актеры, всю неделю участвовавшие в читках, вышли на сцену в капустнике, похожем на литмонтаж из самых матерных эпизодов конкурсных пьес. Еще на сцену вышел худрук театра Эдуард Бояков с младенцем на руках и сказал, что вот это реальный продукт «Новой драмы» -- его отец, Михаил Дурненков, познакомился со своей будущей женой, художницей Ксенией Перетрухиной, ровно три года назад на питерской «Новой драме». Потом оказалось, что и программный директор фестиваля Кристина Матвиенко познакомилась со своим мужем-драматургом благодаря «Новой драме». Если учесть, что вышедший за премией драматург Юрий Клавдиев сказал, что он тоже познакомился с будущей женой на «Новой драме» и тут же в доказательство предъявил жену, то и вовсе могло показаться, что происходит рекламная акция клуба знакомств. И, между прочим, это не так уж неверно.

Дело в том, что сейчас новая драма (явление, а не фестиваль) развивается прежде всего как компанейское дело. Отсюда идет много минусов, связанных с зашоренностью взглядов и тем, с тенденцией к самообслуживанию (сами друг друга похвалили, сами поставили, сами посмотрели), но отсюда же и обаяние -- к командному, дружескому делу все хотят иметь отношение, оно легко обрастает сторонниками и поклонниками, в компании, в складчину все идет легче и веселее. Когда только появилось гнездо новой драмы -- Театр.doc, впервые попавшая туда Людмила Петрушевская признавалась: если бы у ее поколения драматургов (которое называли «новой волной») был такой театр, они бы и не мечтали ни о чем другом. Но нынешние, конечно, мечтают о большем.

В кругу новой драмы все время говорят о том, что ее мировое господство не за горами, вон киношники буквально рвут пьесы из рук. В киносреде это подтверждают: один из членов нынешнего фестивального жюри, Алексей Балабанов, уже приобрел конкурсную пьесу для своего будущего фильма. Другой -- продюсер фестиваля Кинотеатр.doc Михаил Синев, -- вернувшись с круглыми от ужаса глазами с «Киношока», рассказывал, что «новодрамные» пьесы действительно несравнимо талантливее и умнее киносценариев.

Удивляться этому не приходится: в последние годы (за которые, собственно, и объявились те, кого теперь здесь числят среди авторов-первачей) новая драма работала в большей мере на процесс, чем на результат, то есть развивалась прежде всего как лаборатория. И дело тут не только в семинарах и мастер-классах, куда учить начинающих авторов приходили известные драматурги. Но и в том, что все эти читки в «Любимовке», подвальные постановки со своими же дружбанами-одногодками режиссерами и актерами давали возможность авторам самим «размять театр в руках», в деле понять, из чего он состоит, как знали это актеры-драматурги прошлого, вроде Мольера или Шекспира. А такой опыт дорогого стоит.

Из-за того, что в этот раз фестивалю «Новая драма» как-то особенно не хватало денег, он и выглядел прежде всего как мастерская -- с дискуссиями, семинарами, репетициями, читками и т.д. А те немногочисленные спектакли, которые стояли в афише, были сплошь московскими, по большей части поставленными по тем пьесам, что в прежние годы прошли через «новодрамные» читки. Причем две из них появились лишь год назад: загадочные «Трусы» Павла Пряжко, где матерное косноязычие работяг соединяется со стихами в духе детского утренника, и фантастический «Синий слесарь» Михаила Дурненкова (пьеса называлась «Дорога на склад»), где в сюжет о впечатлительном студенте, пришедшем в цех автозавода, вплетаются умопомрачительные «слесарные хокку», якобы сочиненные спивающимися рабочими. Пьесу Пряжко, вызвавшую год назад целую серию скандалов, Елена Невежина в конце концов поставила в «Центре драматургии и режиссуры», а играют ее в Театре.doc, поскольку для традиционной сцены ЦДР там слишком много мата. Зато теперь тексты белорусского драматурга нарасхват -- руководитель Театра.doc Елена Гремина уверяет, что уже впору проводить фестиваль Пряжко, так много режиссеров приходят в театр с предложением ставить его пьесы.

Судя по всему, быть мастерской по производству и продвижению новых пьес -- оптимальный путь развития фестиваля, который пока остается маргинальным, заключенным в пространстве трех театров (ЦДР, Театр.doc и «Практика») и их зрителей. Тогда есть вероятность, что тексты, которые тут будут прочитаны и названы лучшими, через год-два будут поставлены, а потом разойдутся и по другим театрам. И тогда, коли у фестиваля станет больше денег (а его руководитель Эдуард Бояков дал клятву, что так оно и случится), лучшие из этих спектаклей смогут приехать на фестиваль. И возможно, «Новая драма» сможет расширить свою аудиторию.

А пока фестиваль закрывался премьерой по пьесе столпа британской новой драмы Марка Равенхилла «Продукт». Автор, в 90-х получивший шумную известность своими жесткими текстами, теперь демонстрирует нонконформизм коммерческого толка. Полтора года назад на фестивале британской драматургии Равенхилл сам читал свой скетч -- монолог циничного продюсера, жонглирующего модными политическими сюжетами в попытках обольстить звезду для участия в фильме. Сегодня в постановке Александра Вартанова героя играет Александр Филиппенко, он уже обращается не к актрисе, а к публике и, кажется, уговаривает и распаляет сам себя, придумывая по ходу все новые подробности любовной истории про англичанку и исламского террориста.

После премьеры скромно прошло вручение премий. Награды достались Сергею Ефимову, создавшему при челябинском театре «У паровоза» интернет-библиотеку современных пьес. В драматургическом конкурсе вторую премию получил Сергей Медведев из Ростова-на-Дону за забавную, очень традиционную и с неожиданным для новой драмы хеппи-эндом пьесу «Парикмахерша». Первую взял Юрий Клавдиев с пьесой «Медленный меч», соединившей все то, что считается фирменными темами новой драмы: тарантиновскую абсурдную матерщину таксистов, бессмысленные будни клерков, насилие, наркоманов, метафизический пафос и так далее. А Гран-при отдали Ивану Вырыпаеву за пьесу «Июль» -- страшную историю о любви и вере каннибала. Получая ее, автор сказал, что без Агуреевой пьеса была бы ущербной и что это тот случай, когда актриса больше пьесы. Добавлять, что со своей женой, Полиной Агуреевой, он встретился на «Новой драме» Иван не стал.

Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Театр