Время новостей
     N°177, 28 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2007
Война с астероидами отменяется
Россия завершает создание противоракетной обороны без использования территорий других государств
Ровно через неделю страна отметит полувековой юбилей наступления новой эры -- космической. 4 октября 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли -- советский спутник. Впервые физическое тело оторвалось от Земли, преодолев тяготение планеты. Это был простейший спутник, который сокращенно так и назывался: ПС-1. За 50 лет космос стал сферой повседневной деятельности и уже не вызывает бурных восторгов (в свое время и водители автомобилей воспринимались, как впоследствии первые космонавты). Сегодня без спутников мы не можем представить связь, геодезию и картографию, телевещание на дальние регионы, систему единого времени, передачу централизованных приказов боевого применения, ведение каталогов объектов потенциального противника...

И конечно же оборону. Космос -- та сфера, где СССР и затем Россия никому не проиграли соперничество. 4 октября страна отмечает и День космических войск. Все эти полсотни лет космической эры дело двигали люди в погонах. В 1955 году появились первые строители на космодроме Байконур. Тогда он назывался 5-й научно-исследовательский полигон и создавался как база баллистических ракет с ядерными боеголовками.

В преддверии юбилея командующий Космическими войсками генерал-полковник Владимир Поповкин рассказал, что собой представляют сегодня эти специфические подразделения, от которых без преувеличения зависит существование страны. Начата модернизация спутниковой группировки военного и двойного назначения, а это 60% действующих космических аппаратов. Идут испытания систем, созданных по новым технологиям и на российской элементной базе. Космические аппараты на основе так называемых негерметичных платформ могут летать от 12 до 15 лет, а на высокоэллиптических орбитах -- семь--десять лет.

Часто задают вопрос: почему у американцев на орбитах 140 спутников, а у нас всего 60? Потому, отвечает генерал Поповкин, что в соответствии с нашей военной доктриной мы не собираемся воевать на других континентах, а намерены дать врагу достойный отпор возле своей территории. У США же командования распределены по континентам. При такой разбросанности войск требуется и другой уровень обеспечения той же связью, системами управления.

Наша система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) недавно пополнилась замечательной радиолокационной станцией в Лехтусси под Санкт-Петербургом. Эту станцию выстроили поистине с космической скоростью: за полтора года вместо десятилетий, которые ушли на строительство советских станций типа «Днепр», «Волга», «Дарьял». Сегодня в Космических войсках действует программа модернизации всего наземного эшелона предупреждения о ракетном нападении, чтобы затем кардинально изменить орбитальную группировку обнаружения старта баллистических ракет. С 2009 года начнутся летные испытания новинки.

Станция «Окно» в Таджикистане, входящая в систему контроля космического пространства, стала российской собственностью. Создан радиотехнический комплекс слежения за космическими аппаратами. Скоро будет продемонстрирован целый ряд новых средств, в том числе оптико-электронных. Делается все для того, чтобы слежение за космосом было глобальным. Россия не хочет воевать в космосе или быть там единоличной хозяйкой, сегодня там все равны, но и никогда не позволит хозяйничать там другим, в первую очередь США и наступающим им на пятки в освоении космического пространства Китаю и Индии.

В соответствии с концепцией воздушно-космической обороны идет модернизация российской ПРО -- как ударных средств, так и информационно-управляющих. Две недели назад командование Космических войск показало высокопоставленным американцам из госдепа и агентства по ПРО станцию в Габале. К 2012 году она станет России фактически не нужна, однако если наладится сотрудничество с США, мы готовы модернизировать эту РЛС. Вообще тенденция к ликвидации РЛС системы предупреждения о ракетном нападении за рубежами России, начатая с появлением станций высокой заводской готовности, явно укрепляется. Станции в Мукачево и Севастополе на Украине выработали свой ресурс еще в 2005 году. Продлевать его -- очень большие деньги. Кроме того, эти станции обслуживаются и эксплуатируются не российскими военными, а украинскими, поэтому командование Космических войск никогда до конца не было уверено в полной достоверности получаемой с этих станций информации. А между тем эта информация может послужить началом ядерной войны.

С этих станций, особенно с севастопольской, поступает очень много ложных тревог. Возможно, оттого, что в том регионе неконтролируемо используется несертифицированная, нелицензионная аппаратура в переговорных устройствах, работающих в том же диапазоне, что и стратегическая РЛС. А эти помехи -- то же самое, что летящий ядерный боевой блок, утверждает генерал Поповкин. Наконец год назад Украина перевела эти станции из подчинения вооруженных сил под крыло национального космического агентства. Такое «полулюбительское» управление РЛС россиян не устраивает. Строящаяся армавирская РЛС захватит и севастопольское, и мукачевское направления. Скорее всего в 2008 году Россия выйдет из соглашения с Украиной об этих двух РЛС. После появления РЛС в Лехтусси у России по всему периметру границ радиолокационное поле предупреждения о ракетном нападении непрерывное, «дыр» нет -- любая ракета, запущенная в сторону России, будет обнаружена.

Остается угроза милитаризации космического пространства, то есть размещения там оружия -- кинетического или на новых физических принципах. Россия с Китаем подготовили ряд документов для подписания всеми странами о неразмещении оружия в космосе. Если какая-то страна все же разместит на орбите оружие, последствия могут быть непредсказуемы. Если сегодня выходит из строя какой-то космический аппарат, это воспринимается как банальная поломка. При наличии же в космосе оружия выход из строя космического аппарата, например, обнаружения старта баллистических ракет или разведки заставит наших военных заподозрить: а не «ослепляют» ли нас перед стартом межконтинентальных баллистических ракет -- началом военных действий? И им захочется предпринять какие-то ответные действия. А это уже глобальная ядерная война. КНР в начале этого года сбили ракетой свой же устаревший метеорологический спутник и тем самым едва не нарушили и без того зыбкую ситуацию. Вывод: надо узаконивать на международном уровне «правила игры» в космическом пространстве, слишком радикальными могут быть последствия.

Об этом мало что известно, но Космические войска занимаются картографированием -- съемкой местности, по результатам которой создаются аналоговые и электронные карты. Последний аппарат, предназначенный для картографирования, отлетал два года назад. Однако собранных им данных (а это миллионы квадратных километров) военно-топографическому управлению Генштаба хватит для оцифрования примерно года на два. К тому времени будет запущен совершенно новый космический аппарат. Космические войска могут картографировать весь земной шар, но акцентируют внимание на том, что «интересно», в частности, на тех территориях, где может быть применено высокоточное оружие.

Вот чем точно не будут заниматься Космические войска, так это защитой от мифических астероидов. О них много писали газеты. «Астероиды хуже, чем потенциальные объекты противоракетной обороны», -- сказал генерал Поповкин. Действительно астероид может прилететь откуда-то в любую минуту, и не исключено, что его примут за ракету. А может и тысячу лет не прилететь. Не держать же все это время на круглосуточном боевом дежурстве огромные силы. Тем более что вероятность такой опасности выражается цифрой с девятнадцатью нулями после запятой. Вероятность очередной мировой войны больше, считает главком Космических войск.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Освоение космоса