|
|
N°12, 24 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Режиссеры ленивы и нелюбопытны
Но их перевоспитает фестиваль «Белые Столбы»
С 28 января по 1 февраля в Госфильмофонде России в шестой раз пройдет фестиваль архивного кино «Белые Столбы». И если большинству кинофестивалей приходится искать баланс между коммерческим кино и «кино не для всех», то фестиваль в Белых Столбах может позволить себе редкую роскошь: сосредоточиться на удовольствиях для киногурманов, оценить которые в полной мере смогут прежде всего профессионалы -- критики, киноведы, актеры, режиссеры. Сверхзадача организатора фестиваля заместителя директора Госфильмофонда Владимира Дмитриева -- «стать для молодых российских режиссеров тем же, чем была Парижская синематека Анри Ланглуа для режиссеров «новой волны». Нынешние же российские кинематографисты ленивы, нелюбопытны и смотрят лишь «плохие видеокопии». Пока они не ликвидируют свою кинематографическую безграмотность, желательно без помощи видеотехники, о хорошем кино нечего и мечтать. Дмитриев надеется, что «новая волна» в российском кино не за горами. Однако будут ли ее творцы в числе зрителей на фестивале «Белые Столбы», пока неясно.
Хотя фестиваль архивного кино и рассчитан на профессионалов, рамками узкопрофессионального мероприятия он не ограничивается. Это неудивительно: в коллекции Госфильмофонда, насчитывающей 60 тысяч фильмов, хранится столько шедевров и любопытных редкостей, что любой неравнодушный зритель найдет для себя что-то интересное.
Как всегда, большая часть программы отведена под редкие архивные ленты. Названия программ звучат интригующе. «Великие столетия» отдадут дань великим кинематографистам прошлого, которым в этом году исполнилось бы сто лет, -- Любови Орловой, Эрасту Гарину, Леониду Траубергу, Чезаре Дзаваттини, Уильяму Уайлеру. Будем надеяться, что применительно к юбиляру Лени фон Рифеншталь частица «бы» не потребуется, и она отпразднует свое столетие 22 августа 2002 года в добром здравии -- как запланировано, премьерой нового фильма. Фестиваль же отметит ее приближающийся юбилей показом романтической фантазии «Голубой свет» (1932) -- в своем режиссерском дебюте Рифеншталь выступила и как исполнительница главной роли. Другие тематические циклы -- «Расовые проблемы», «Китай близко?» (в рамках этой программы будет показан пропагандистский «Красный женский батальон», снятый в 1970 году), «Мы их глазами». Любопытно будет познакомиться со взглядом американцев на Россию в фильме 1943 года «Миссия в Москве»: он оказался настолько комплиментарным, что позднее сценарист этой картины попал в «черные списки» эпохи маккартизма. Но самой интересной и провокационной обещает быть программа «В поисках сексуальной толерантности». На фестивале покажут немецкую картину Рихарда Освальда «Иначе, чем другие» (1919), считающуюся первым в истории кино игровым фильмом о гомосексуалистах. Главную роль гомосексуалиста, который становится жертвой шантажа, сыграл великий актер Конрад Фейдт -- сомнамбула из классического «Кабинета доктора Калигари» Роберта Вине. А также зрители получат уникальную возможность сравнить два фильма американского классика Уильяма Уайлера (известного у нас в основном по «Римским каникулам») -- «Эти трое» (1936) и «Детский час» (1961). Оба фильма сняты по знаменитой пьесе Лиллиан Хеллман «Детский час», но в первой экранизации гомосексуальный конфликт заменен банальным любовным треугольником. И лишь 25 лет спустя Уайлер решился показать на экране влечение героини Ширли Маклейн к очаровательной учительнице в исполнении Одри Хепберн. И хотя сама Маклейн, отвечая пару лет назад на вопрос вашего корреспондента, сожалела о том, что Уайлер снял лесбийскую любовь далеко не так откровенно, как ей хотелось, «Детский час» занял свое место и в истории кино, и в истории нравов.
Но архивными радостями дело не ограничится. Откроется фестиваль новым фильмом Сергея Овчарова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», снятым по мотивам фольклорной стилизации Леонида Филатова. Даст бог, на открытии появится не только съемочная группа, но и автор сказа. Ожидает зрителей и трагическая премьера фрагментов фильма, который никогда не будет окончен. Режиссер Алексей Балабанов представит около сорока минут смонтированного материала из картины «Река», съемки которой были остановлены в связи с гибелью исполнительницы главной роли.
Алексей МЕДВЕДЕВ