|
|
N°12, 24 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не надо бояться «Тщетной предосторожности»
В Большом готовится новая премьера
«Тщетная предосторожность», балет более чем с двухвековой историей, станет следующей новинкой этого сезона в Большом театре. Первый раз спектакль на этот сюжет (имени композитора в анналах не сохранилось) поставил Жак Доберваль 1 июля 1789 года, и балетные, меняя музыку и постановщиков, без затей отсчитывают историю «Тщетной» именно с этой даты. В минувший вторник (ровно за неделю до намеченной на 29 января премьеры) худрук балета Борис Акимов, пригласив журналистов на пресс-конференцию, решил представить балетным обозревателям репетиторов и будущих исполнителей «Тщетной». Автор -- Фредерик Аштон, сорок лет назад сочинивший свою версию спектакля для «Ковент-Гарден», присутствовать не мог по уважительной причине: он давно находится в лучшем из миров. Его хореографию переносил на сцену Большого 76-летний мэтр Александр Маршал Грант, бывший исполнитель ведущих партий в балетах Аштона. Он получил по завещанию хореографа авторские права на «Тщетную» и поставил эту историю о крестьянине, обманувшем жадную матушку невесты, во всех ведущих театрах мира. При работе над постановкой в Большом ему помогал нотатор (специалист по записи хореографического текста) Эмилио Мартинс.
Пресс-конференция получилась уютной, доброжелательной, благостной. Даже когда в ответ на любой вопрос Александр Грант начинал рассказывать про знакомство Фредерика Аштона с творчеством Анны Павловой, подвигнувшее юношу к балетной карьере, журналисты не стремились развернуть мэтра поближе к современности. Даже вопрос о том, зачем переносить всем известный спектакль, а не ставить новый, Борис Акимов не воспринял как личный выпад (от чего отвыкла за прошлый, «рождественский», сезон московская критика). Худрук пояснил, что в репертуаре нет комедий (они вообще в балете редкость), а этот спектакль, бесспорно, лучшая из них. Кроме того, «Тщетная» предоставляет танцовщикам Большого простор для игры -- не только для танцев, а ведь именно драматическими способностями славятся выпускники московской школы. И наконец, один-единственный детский спектакль -- идущий тридцать лет подряд «Чиполлино» -- маловато для Большого театра.
Александр Грант и Эмилио Мартинс хвалили московских артистов, а артисты хвалили постановщиков. На пресс-конференции не было Светланы Лунькиной и Сергея Филина, которые будут танцевать премьеру (именно в этот момент у них шла репетиция), и все комплименты достались Анастасии Горячевой и Андрею Болотину (второй день), а также Нине Капцовой (третий день, ее партнер Юрий Клевцов также отсутствовал). И безусловный успех у журналистов снискал исполнитель роли неудачливого жениха Геннадий Янин. Он сказал, что когда артист чувствует себя уверенно на сцене (не боится текста, ибо текст не слишком сложен), то и публика чувствует себя прекрасно в креслах, поскольку не боится за артиста. Все решили, что «Тщетной» бояться не стоит.
Анна ГОРДЕЕВА