|
|
N°176, 27 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контрабандисты под прикрытием
Вынесен приговор россиянам, незаконно ввозившим товары через иностранные посольства
Зюзинский райсуд столицы на днях приговорил к длительным срокам в колонии строгого режима четверых россиян, занимавшихся контрабандой под дипломатическим прикрытием. По данным следствия, они под видом грузов для ряда иностранных посольств ввозили на территорию страны сугубо коммерческие грузы -- партии компьютеров, автозапчастей, офисной техники, фотообъективов и т.д. Только последние четыре партии, попавшие в руки оперативников, были оценены экспертами в сумму около 7 млн руб. Впрочем, защита осужденных категорически не согласна, что в данном случае вообще имела место контрабанда, и уже обжаловала приговор.
Явное несоответствие размеров партий товаров и численности сотрудников дипмиссий, для которых они якобы предназначались, насторожило таможенных инспекторов еще в январе 2005 года. Как рассказали представители ФТС в суде, количество ввозимых компьютеров, оргтехники, а порой и банального ширпотреба явно превышало потребности небольших посольств (в основном африканских и азиатских стран). Инспекторы, по их словам, несколько раз докладывали об этом своему руководству, и в конце концов к делу подключились сотрудники Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) ФТС и ФСБ.
В начале 2006 года за организаторами подозрительных поставок было установлено наблюдение, и в мае сотрудники ГУБК и ФСБ задержали на коммерческих складах партию товаров из США, предназначавшуюся якобы для посольства Нигерии, -- ноутбуки, жидкокристаллические мониторы, принтеры, фотообъективы (всего на 3,2 млн руб.). Все это, как заявил таможенникам полномочный посол Нигерии в ранге министра г-н Нваозамудох, предназначалось исключительно для посольства. Но таможенники груз отдать отказались, к этому моменту по факту контрабанды было уже заведено уголовное дело. В рамках него была задержана еще одна аналогичная по ассортименту и стоимости партия товара, но предназначавшаяся для нужд посольства другой африканской страны -- Анголы.
Как установило следствие, эти поставки были организованны группой из четырех предприимчивых граждан России, во главе которой стоял владелец небольшой логистической фирмы Сергей Овсянников. Именно он, по версии следствия, разработал план преступления. Как показала на суде одна из работниц фирмы Овсянникова, поддельные документы на получение товаров печатались у них, а затем отправлялись в посольство для подписи и заверения печатями. Этим занимались Сома Сомаи и Траоре Мамаду -- выходцы из Буркина-Фасо, получившие российское гражданство.
Каким образом проходило заверение документов в дипмиссиях, следствию и суду установить так и не удалось -- Сомаи и Мамаду в посольствах не работали. Следствие лишь предполагало, что африканцы использовали свои знакомства в дипмиссиях, которыми они обзавелись еще давно, когда учились в РУДН.
Сами же сотрудники посольств, на чье имя оформлялись поставки и кто якобы подписывал доверенности Сомаи и Мамаду на получение грузов, воспользовались своим дипломатическим статусом. Сначала они просто отказались давать показания, а потом вовсе уехали на родину. В суд явились лишь представители дипмиссий, которые заявили, что их посольства грузов, о которых идет речь, не заказывали. Таким образом, вся вина легла на Овсянникова, Сома Сомаи, Траоре Мамаду и Константина Кочиева. Последний значился в фирме Овсянникова водителем-курьером, доставлявшим документы на таможню.
Кроме двух названных эпизодов контрабанды всем четверым вменили еще два. Когда все они уже были арестованы, на таможню пришло еще два груза с оргтехникой. На этот раз получателем значилось посольство Кувейта, но забрать груз, по документам, должны были Овсяников и его приятели.
За контрабанду в крупном размере суд приговорил Овсянникова к десяти с половиной годам колонии, Сома Сомаи -- к восьми с половиной годам, Траоре Мамаду и Константина Кочиева -- к девяти годам.
Защита уже вчера заявила, что обжаловала приговор в вышестоящей инстанции. По мнению адвокатов, речь в данном случае шла не о контрабанде -- ведь сам груз никто не прятал и в документах вся номенклатура товаров была указан правильно, -- а просто о неверном указании получателей. Подсудимые таким образом пытались снизить сумму таможенных платежей, а это уже совсем другая статья УК -- 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей), наказание по которой куда менее суровое, чем за контрабанду, -- всего до трех лет лишения свободы. Кроме того, по словам адвокатов, у них есть целый ряд претензий по качеству следствия и судебного разбирательства, что, как они надеются, позволит кассационной инстанции отменить приговор и вернуть дело на новое рассмотрение.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ