Басманная межрайонная прокуратура передала в одноименный райсуд Москвы уголовное дело в отношении руководства поволжского сотового оператора
ЗАО «СМАРТС». На скамье подсудимых скоро окажется председатель совета директоров и владелец 80% акций компании Геннадий Кирюшин и ведущий юрист компании Ирина Калинина. Бизнесмену инкриминируется мошенничество, незаконное предпринимательство, легализация нелегально полученных доходов и фальсификация доказательств. Также в фальсификации доказательств обвиняется г-жа Калинина. В самой компании уверяют, что «дело шито белыми нитками» и было инспирировано некими силами с целью дискредитировать ее руководство, чтобы продать ее «задарма либо сбить цену».
Следственный комитет (СК) при МВД возбудил это уголовное дело в 2005 году изначально по одной статье УК -- незаконное предпринимательство. Основанием для этого послужили материалы плановой проверки компании «Россвязьнадзором», который обнаружил, что СМАРТС не получил разрешения на эксплуатацию девяти базовых станций поволжского региона. Но, несмотря на это, г-н Кирюшин, занимая тогда еще и должность гендиректора, распорядился запустить станции. По данным следствия, сам г-н Кирюшин не отрицал этот факт, пояснив, что лицензия на работу базовых станций у компании была, а этот разрешительный документ является лишь формальностью и не входит в перечень обязательных лицензионно-разрешительных документов для сотовых операторов.
Но следствие решило, что станции функционировали незаконно, следовательно, так же незаконно предоставлялись услуги связи, и компанией извлекался крупный дополнительный доход. Как следует из материалов дела, на полученную прибыль от незаконной эксплуатации базовых станций г-н Кирюшин приобрел земли и скупал акции других телекоммуникационных компаний. Делалось это для расширения поля охвата мобильной связи и привлечения еще большего количества абонентов. В результате позже в деле г-на Кирюшина появилась еще и ст. 174.1-3 (легализация денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления).
Через некоторое время дело для проверки затребовала Генпрокуратура, которая передала его для дальнейшего расследования в Басманную прокуратуру, где г-ну Кирюшину рассказали еще о двух эпизодах его преступной деятельности.
Касаются они конфликта, произошедшего между акционерами СМАРТСа и владельцами ООО «Сигма Капитал Партнер» еще до возбуждения СК первого уголовного дела. История его очень запутанна, но закончилась она тем, что несколько акций компании поменяли владельца. Якобы один из акционеров СМАРТСа -- Андрей Скворцов (сын Бориса Скворцова, делового партнера г-на Кирюшина) -- передал пять акций (0,125% от уставного капитала компании) «Сигме». После этого руководство «Сигмы» заявило, что имеет преимущественное право на выкуп еще 20% акций СМАРТСа, которые якобы г-н Кирюшин «на словах» обещал продать, но так и не продал. В ответ акционеры сотового оператора обвинили «Сигму» в попытке рейдерского захвата и подали иск в суд о признании сделки по передаче пяти акций недействительной.
В ходе разбирательства этого конфликта вдруг обнаружилось, что еще раньше Скворцов-младший будто обменял эти же самые пять акций на картину «Бухта залива» художника Михаила Алисова у компании «Маршал Капитал Парнер» («дочка» «Сигмы»). Позже и эта сделка мены была признана сделкой купли-продажи и оспорена в арбитражном суде. В итоге пять акций были переведены на сына Геннадия Кирюшина -- Константина. В суде Кирюшин-младший настаивал, что никакого обмена не было, потому что это было просто невозможно, так как сама картина находится будто в Третьяковской галерее. В подтверждение его слов главный юрист СМАРТСа Ирина Калинина представила в суд доказательство -- письмо от имени замгендиректора галереи и замглавы «Росохранкультуры». Однако ответчики настояли на проверке документа на подлинность. И эксперты дали заключение, что письмо было подделкой.
Что было с этими пятью акциями на самом деле, осталось толком не понятно, но г-на Кирюшина из-за них обвинили еще в мошенничестве и фальсификации доказательств. А г-жу Калинину обвинили в фальсификации доказательств. Сами они сейчас остаются под подпиской о невыезде.
В самой сотовой компании уверены, что дело «не имеет судебной перспективы», потому что собранные доказательства «хлипкие и надуманные». «У нас всегда были лицензии на работу, -- рассказал «Времени новостей» гендиректор СМАРТСа Андрей Гиреев. -- Но хитрость заключается в том, что для работы кроме лицензии необходимо еще и разрешение «Россвязьнадзора» на эксплуатацию. Но это бумажка не является лицензией и по российскому законодательству не требуется вообще. И тем не менее именно отсутствие этих документов квалифицировано следствием как жесточайшее нарушение. Компания уже давно устранила эти нарушения. Но дело все равно не прекратили, а в документах появилась запись о том, что Кирюшин действовал по злому умыслу. Мы расширялись, приобретали новые базовые станции, новые офисы продаж, кстати, с полученной прибыли мы платили налоги. Но следствие посчитало, что это легализация».