|
|
N°12, 24 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Первые признаки нового хаоса
Афганские узбеки и таджики делят Кундуз
Начинают сбываться прогнозы, согласно которым после победы над «Талибаном» в Северном альянсе Афганистана последуют кровавые междоусобицы. С начала недели в северной провинции Кундуз, неподалеку от афгано-таджикской границы, в схватку вступили афганские таджики и узбеки. Первые -- это моджахеды, верные преемнику Ахмад Шаха Масуда нынешнему министру обороны афганского правительства Мохаммаду Фахиму. Вторые -- бойцы узбекского ополчения заместителя Фахима генерала Абдул Рашида Дустума.
Вчерашние союзники схватились за право осуществлять контроль над районом Калай-Зале, в 60 км северо-западнее провинциального центра Кундуз, традиционно населявшегося афганскими таджиками. По последним сообщениям, дустумовцам удалось вытеснить оттуда масудовцев. В боях, по неподтвержденным данным, погибло около 20 человек.
Кундуз стал ареной противоборства между узбекской и таджикской фракциями Северного альянса еще в конце ноября. Тогда генерал Дустум, договорившийся с лидерами блокированной в центре этой провинции талибской группировкой о сдаче оружия, обнаружил, что полевые командиры Фахима начали наступление на готовых сдаться талибов. Эта операция, не имевшая никакого военного значения, преследовала единственную цель: помешать Дустуму овладеть военными трофеями --тяжелой техникой и автомобилями талибов.
Напряженные отношения между Дустумом и покойным Масудом имеют давнюю историю. С начала 1980-х годов они много раз то вступали друг с другом в союз, то начинали войну на уничтожение. Естественно, это определило и уровень недоверия между их сторонниками.
В дни последних столкновений в Кундузе министр обороны Фахим и его заместитель Дустум находились далеко друг от друга: первый -- в Кабуле, второй -- в Турции. Помощник Дустума Саед Нурулло сообщил, что благодаря прямым переговорам между генералами конфликт удалось уладить. Но нет уверенности в том, что подобные кровавые стычки между бывшими моджахедами не произойдут снова, даже без ведома их лидеров.
Это грозит подорвать мирный процесс, и потому весьма актуальным выглядит призыв представителя Генсека ООН в Афганистане Франсиско Вендрелла увеличить международный миротворческий контингент до 30 тысяч человек. Он заявил об этом вчера в интервью Би-би-си. Только присутствие миротворцев в основных «горячих» провинциях страны, за пределами Кабула (распри никогда не начинались в столице), там, где власть уже начинают прибирать к рукам местные полевые командиры, может уберечь Афганистан от повторения ситуации, наступившей после свержения прокоммунистического режима Наджибуллы в 1992 году. Тогда пришедшие к власти в Кабуле моджахеды также схватились между собой за власть, в стране наступил хаос, который закончился приходом «Талибана». Однако увеличение численности международных войск, как заявил г-н Вендрелл, потребует введения «мандата на применение силы, чтобы миротворцы могли защищать себя в случае нападения».
Аркадий ДУБНОВ