Известный литовский бизнесмен и политик Виктор Успаских вчера утром вернулся в Литву после полуторагодового отсутствия. Прямо у трапа самолета его арестовали. Генпрокуратура Литвы выполнила свое обещание взять политика под стражу сразу после его возвращения из России.
Экс-министр хозяйства, экс-парламентарий и видный бизнесмен создал в 2003 году Трудовую партию (ТП), одержавшую триумфальную победу на парламентских выборах 2004 года. В России он оказался в середине мая 2006 года, куда отъехал по личным делам. После его отъезда в штаб-квартиру ТП нагрянули с обыском сотрудники госбезопасности. В отсутствие представителей руководства партии они изъяли компьютеры и документы.
После этого генпрокуратура сообщила о грубых нарушениях в бухгалтерской отчетности.
Как лидеру партии
Успаских было предложено немедленно вернуться в Литву для дачи показаний. В ответ он потребовал гарантий, что не будет арестован. Не получив их, он предложил литовским прокурорам приехать в Москву. Возмущенная генпрокуратура объявила его в международный розыск, хотя Успаских чуть ли не ежедневно демонстрировал СМИ дом и номер своего московского жилища. В сентябре прошлого года милиция доставила его в Генпрокуратуру России, после чего Успаских подал заявление о предоставлении ему политического убежища. В начале нынешнего года он отозвал это заявление.
В феврале в Литве состоялись муниципальные выборы. Успаских выдвинул свою кандидатуру по родному Кедайняйскому избирательному округу (в Кедайняе его дом, семья и основной бизнес). Однако ЦИК лишил его кандидатского иммунитета. То же самое повторилось и месяц назад, когда партия выдвинула его на выборы на вакантное место в парламенте -- его лишили неприкосновенности по прямому обращению генпрокуратуры.
Накануне отлета в Вильнюс Успаских заявил: «Я еду в Литву по собственному желанию, зная, что преследуем, что лишен иммунитета и что буду задержан. Поэтому прошу поверить мне и дать возможность самому свободно явиться в прокуратуру и дать показания». Вице-председатель ТП Лоретта Граужинене заявила в связи с арестом Успаских, что хотя формально все сделано правильно, нелепо сажать человека, который всего лишь подозревается в финансовых нарушениях.
Успаских всегда отличался прагматизмом и неординарными ходами. Желание вернуть его в Литву было не слишком искренним -- соратники по ТП отмечали, что политика могли допросить в Москве или добиться его приезда обещанием не применять крайних мер. Приезд Успаских нежелателен для старых партий -- консерваторов и социал-демократов, которые именуют себя «государственниками», а всех остальных презрительно считают «популистами». Общее клеймо сближает оппозиционные партии, которые прежде враждовали друг с другом, в том числе и с «трудовиками». «Популистские» силы консолидируются, а приезд Успаских способен активизировать политическую борьбу.