|
|
N°176, 27 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пророк в чужом отечестве
Экс-канцлер Германии Гельмут Шмидт собрал в Москве аншлаг
В среду немецкое сообщество Москвы и научный бомонд России собрались на лекцию бывшего федерального канцлера Германии 88-летнего Гельмута Шмидта (на снимке). Директор Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов пояснил «Времени новостей» причины высокого интереса к выступлению гостя: «Среди последних экс-канцлеров Гельмут Шмидт наиболее уважаем интеллектуалами Германии. Большинство его предсказаний и в бытность канцлером, и главным редактором газеты «Ди Цайт» сбываются. К тому же в своих высказываниях он независимее членов нынешнего правительства Германии».
Несмотря на преклонный возраст, Гельмут Шмидт выглядел бодро, хотя и опирался на трость. Без перерыва он полтора часа анализировал глобализирующийся мир. В качестве лидеров Шмидт выделил США и страны БРИК (Бразилию, Россию, Индию, Китай).
Касаясь истории России, «развивавшейся в условиях авторитарных режимов», он отметил «сложный путь к демократии» нашей страны. Шмидт призвал «не навязывать ей те ценности, к которым она все равно объективно придет».
Г-н Белов отметил «ВН» близость этих взглядов последнему экс-канцлеру Герхарду Шредеру, а также большую взвешенность позиции г-на Шмидта, "нежели у г-жи Ангелы Меркель".
В своей лекции экс-канцлер ни разу не упомянул Германию. Поясняя это «ВН», г-н Белов заметил: «Германия -- это Евросоюз. Так что, критикуя 27 стран -- членов Евросоюза за отсутствие единой внешней политики, конституции, экс-канцлер критиковал в том числе и Германию».
Американцам досталось за то, что они предпринимали непросчитанные шаги и способствовали возникновение новых очагов напряженности. Политик отметил, что в итоге «фривольной военной интервенции» в Ирак эта страна оказалась «на грани раскола на три государства (курдское, шиитское и суннитское), что чревато очередной кризисной цепочкой». Беспокойство вызывают также проблемы завершения операции в Афганистане и вмешательство в дела Ирана.
По окончании лекции экс-канцлер изящно затянулся сигаретой, что дало повод присутствовавшему главе Торгово-промышленной палаты России Евгению Примакову шутливо напомнить присутствующим одну историю: Гельмут Шмидт стал первым гостем Екатерининского зала Кремля, кому президент Владимир Путин позволил там курить.
Экс-премьер Примаков должен был оппонировать докладу г-на Шмидта. Но академик сразу заявил: «Не могу не согласиться ни с чем из того, что сказал федеральный канцлер. Полностью его поддерживаю». Пожалев уже утомившуюся публику, он ограничился десятиминутным развитием отдельных тезисов. Призвав посмотреть, «как глобальные изменения накладываются на мироустройство после «холодной войны», г-н Примаков подчеркнул, что «нельзя считать, что в мире осталась одна супердержава». Отметив склонность Вашингтона к «супердержавизму», он провел неожиданную параллель между неоконсерваторами США, пытающимися, невзирая на условия, насаждать в странах демократию, и троцкистами, призывавшими к экспорту революции. Г-н Примаков развил тезис канцлера о «тихой кончине ограничения вооружений, опасности новой гонки вооружений и шагов США к военному господству». Он заметил: «Российско-американские отношения напряглись, но не по нашей вине, ибо Россия все время вынуждена контрдействовать».
Катерина ЛАБЕЦКАЯ