Уходящий в отставку директор-распорядитель Международного валютного фонда Родриго де Рато полагает, что кризисная ситуация на мировых финансовых рынках слабо отразится на России. «Последствия в краткосрочной перспективе для России будут ограниченными, однако, естественно, условия внешнего финансирования ужесточатся, и это может повлиять на финансовую систему России, как и любой другой страны», -- заявил глава МВФ вчера на пресс-конференции в Москве после переговоров с новоиспеченным вице-премьером Алексеем Кудриным и главой ЦБ Сергеем Игнатьевым.
Что касается собственно российской экономической политики, то здесь мнение Родриго де Рато не стало откровением. Он подтвердил, что МВФ рекомендует российским властям сосредоточиться на удержании инфляции, а обменный курс рубля нужно регулировать более гибко. Ослабление финансово-бюджетной политики, которое г-н де Рато называет «возможным», в условиях «определенного перегрева российской экономики» вызывает обеспокоенность. Тем не менее глава МВФ полагает, что темпы экономического роста в России сохранятся на высоком уровне. Но напоминает, что стране следует активно развивать ненефтяной сектор экономики, для чего «после окончания политического цикла в марте 2008 года необходимо реализовать масштабную программу реформ в ближайшие два года».
Однако
Родриго де Рато приехал в Москву вовсе не за тем, чтобы поговорить о перспективах экономического роста и российских реформах. Его привел сюда куда более острый вопрос -- реформа системы акционерных квот в самом МВФ. Вчера перед журналистами он старался выглядеть оптимистом, но, похоже, именно твердость российской позиции по этому вопросу привела его в Москву.
Реформу системы акционерных квот можно считать детищем г-на де Рато. Именно он полтора года назад объявил, что мировое сообщество должно чувствовать свой голос в МВФ. Правда, сделал он это скорее от безысходности: развивающиеся страны настойчиво требовали пересмотреть систему, сложившуюся в прошлом веке. Согласно этой системе страны Евросоюза вместе с США обладали контрольным пакетом голосов в МВФ. Зато развивающиеся страны Азии или Южной Америки, вносящие существенный вклад в мировой ВВП и в экономический рост, оказались резко «недопредставлены».
Реформу было решено провести в два этапа. На первом -- увеличить доли самых «недопредставленных», а на втором -- изменить сами формулы, по которым рассчитываются квоты акционеров МВФ. Первый этап был пройден год назад, доли в капитале фонда увеличили для Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции (в результате чего, кстати, доля США и Европы опустилась ниже 50%). Тем не менее даже распределение долей основных игроков вызывает удивление. Так, квота Китая (3,72%) заметно уступает квотам Германии (5,99%) и Великобритании (4,94%). Квота США составляет 17,09%, а стран Евросоюза -- около 33%. Российская квота в капитале МВФ составляет 2,74%.
«Абсурдность действующих формул давно очевидна. Я не знаю ни одного аргумента в пользу того, что Евросоюз должен иметь треть голосов -- в два раза больше США и в три раза больше всех развивающихся стран Азии, как это существует сейчас», -- сказал «Времени новостей» исполнительный директор МВФ от России Алексей Можин. Он убежден, что вопрос о справедливой системе распределения голосов -- это «вопрос о легитимности фонда» и это проблема для организации. «Странам, о которых идет речь (т.е. «недопредставленным» странам развивающейся Азии, Латинской Америки. --
Ред.), ничего от фонда не нужно», -- говорит г-н Можин. Им не нужны кредиты МВФ, да и без советов они тоже смогут прожить. Если эти страны не будут чувствовать себя полноправными акционерами, представленными в капитале МВФ адекватно своей роли в мировой экономике, они, считает Алексей Можин, «просто отвернутся от фонда».
Если бы второй этап удалось провести еще до ухода Родриго де Рато -- то есть до годового собрания акционеров МВФ, которое откроется 20 октября в Вашингтоне, -- это стало бы огромным успехом для испанца. Для принятия решения необходимо большинство в 85% голосов, и собрать их, похоже, не удается. Главная проблема в том, что в фонде сейчас пытаются решить задачу с заранее известным результатом -- квоты развивающихся стран нужно увеличить, но так, чтобы не обидеть Евросоюз. Разумеется, эта задача не имеет решения, которое упрочило легитимность МВФ. Ведь, строго говоря, перед Европой стоит выбор -- или продолжать «командовать» утерявшей доверие организацией, или согласиться на сокращение своей квоты и придать фонду новый импульс, сохранить его для будущего.
Родриго де Рато вчера говорил о том, как важен вопрос представительства в международной организации, и том, что растущее признание необходимости предоставления более широкого представительства в МВФ странам с развивающейся экономикой свидетельствует о грядущих переменах в фонде. «Я хотел бы использовать русское слово -- это будет хорошая перестройка нашей организации», -- заявил глава МВФ.
Однако г-н де Рато виртуозно ушел от прямого вопроса корреспондента «Времени новостей», как изменится в результате реформы доля Евросоюза в капитале фонда. «У нас все больше усиливается консенсус по поводу того, что страны с развивающейся экономикой в целом должны получить больше голосов. У нас есть полный консенсус по поводу того, что страны с низким уровнем доходов должны получить больше голосов. Но мы находимся на этапе, когда эти вещи проще сказать, чем сделать. В ближайшее время мы предпримем шаги, которые позволят это сделать», -- ответил глава МВФ.
Алексей Можин напоминает, что новая формула обсуждается уже год. «Я не имею права говорить о ее деталях, -- добавляет он. -- Но я буду удивлен, если к годовому собранию нам удастся договориться о новой формуле расчета квот».