Российским здравоохранением и социальным развитием и впредь будет руководить человек, далекий от медицины и работы с социально незащищенными гражданами, но искушенный в управлении финансами. Назначив главой Минздравсоцразвития Татьяну Голикову, ранее занимавшую пост замминистра финансов, Владимир Путин мог пустить по миру всех, кто сделал бы денежные ставки на предполагаемых кандидатов на этот пост. Ведь за две недели, которые прошли
с момента отставки кабинета Михаила Фрадкова до назначения новых министров, кого только не прочили в преемники Михаилу Зурабову. Большинство заинтересованных наблюдателей было уверено, что президент попытается «заигрывать» с широкой медицинской общественностью и назначит министром человека с дипломом врача. Или же, по крайней мере, разделит министерство на две части, что давно обсуждалось. Тогда медик мог бы возглавить только здравоохранение, а соцзащита и пенсионные вопросы могли остаться в ведении того же г-на Зурабова. Но президент рассудил иначе: министерство осталось комбинированным.
«Лично мне казалось логичным, когда одним из наиболее вероятных претендентов на пост министра называли известного врача Юрия Беленкова, который сейчас возглавляет «Росздрав», -- поделился со «Временем новостей» своими соображениями относительно нового назначения ответственный секретарь комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по здравоохранению и медицинской промышленности Игорь Сергеенко. «Я, к сожалению, пока ничего не знаю о личных качествах Татьяны Голиковой, спросил у подчиненных -- они тоже не знают, но обещали узнать», -- добавил он.
«Фигура абсолютно неожиданная», -- признал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» депутат Госдумы и академик Российской академии медицинских наук (РАМН) Сергей Колесников. Тем не менее он назвал такое назначение «хорошим вариантом». «Это очень талантливый руководитель и финансист, -- считает депутат Колесников. -- Татьяна Голикова не раз выступала в Думе на парламентском часе, и всегда без бумажки. Видно, что она последовательный и жесткий руководитель». Самым большим преимуществом именно такого кадрового решения г-н Колесников назвал тот факт, что г-жа Голикова одна из немногих, кто хорошо знает финансовую подоплеку конфликта Минздравсоцразвития и РАМН, и, возможно, попытается покончить с этим противостоянием. «Конечно, не стоит думать, что новый министр сразу даст академии возможность самостоятельно планировать свой бюджет, как того хочет руководство РАМН. Она вышла из Минфина, а там установка такая: чем меньше субъектов планирования, тем лучше. Но урегулировать конфликт можно и без этого», -- считает он. Президент РАМН академик Михаил Давыдов (его, кстати, тоже называли среди возможных претендентов на министерское кресло) вчера отказался от комментариев и пояснил, что ждет первых конкретных шагов нового руководителя. Эксперты, следящие за судьбой академии, уверены, что урегулировать нездоровую ситуацию с двумя параллельно существующими системами оказания высокотехнологичных медицинских услуг -- научно-исследовательскими институтами РАМН и новым Федеральным агентством по оказанию высокотехнологичной медпомощи -- мог бы, например, экспертный совет, в который вошли бы и наиболее дееспособные академики, и чиновники.
Но ссоры в медицинской среде -- это далеко не первоочередная проблема, с которой предстоит столкнуться новому министру. «Татьяна Алексеевна в последнее время была единственным специалистом вне стен министерства, более других посвященным в финансовые аспекты работы этого ведомства. Все, что связано с финансовым обеспечением она, конечно, знает досконально, но финансы -- это далеко не все», -- считает независимый эксперт Юрий Крестинский, недавно покинувший должность директора одного из департаментов Минздравсоцразвития. По его мнению, г-жу Голикову ждет одна неприятная и весьма запущенная проблема, проволочки с разрешением которой могут испортить прежде безупречную деловую репутацию нового министра. «Вызывает большое опасение то, что подготовка к реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения на следующий год фактически не осуществлена, хотя организационные мероприятия должны были начаться полтора-два месяца назад», -- заявил «Времени новостей» г-н Крестинский. Затягивание этого процесса чревато тем, что препараты не будут поставлены в регионы в срок, что вызовет социальную напряженность в предвыборный период.
Между тем назначение Татьяны Голиковой на должность министра однозначно приветствуют участники фармацевтического рынка. Сейчас единственный чиновник, которому они по-настоящему доверяют, -- это заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор») Андрей Младенцев, в недавнем прошлом сам совладелец фармацевтического завода. Теперь же есть надежда, что понимание бизнес-процессов будет и на самом высоком уровне отечественного здравоохранения.