Время новостей
     N°174, 25 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.09.2007
Сделка на четыре года
Владимир Потанин завершил продажу «Силовых машин»
«Интеррос» наконец сумел продать все принадлежащие ему акции «Силовых машин». Компания с 2003 года пыталась выйти из энергомашиностроительного проекта как непрофильного бизнеса, однако продать почти 74% акций единым пакетом ей не удавалось. В итоге пакет был разбит на три части. Первую купило РАО «ЕЭС России», вторую -- немецкий концерн Siemens, а третью вчера приобрели структуры главы «Северстали» Алексея Мордашова. С учетом имеющихся долей все стороны стали блокирующими акционерами «Силовых машин». «Базовому элементу», который уже во второй раз претендовал на энергомашиностроительную компанию, места в сделках снова не нашлось. Впрочем, компания г-на Дерипаски может попробовать купить пакет РАО, который будет продан следующей весной.

Несмотря на то что продажа затянулась на несколько лет, в «Интерросе» удовлетворены приходом российских и иностранных инвесторов в капитал «Силовых машин».

«Интеррос» завершил сделку по продаже своего пакета акций (около 30%) «Силовых машин» компании Highstat Limited, контролируемой структурами Алексея Мордашова, -- говорится в пресс-релизе «Интерроса». -- Цена пакета сформирована на основе текущих биржевых котировок акций «Силовых машин». По информации источников, знакомых с ситуацией, сумма сделки составила 470 млн долл. Г-н Мордашов заявил вчера, что сделка является его частной инвестицией: "Я верю в "Силовые машины" и готов вкладывать интеллектуальные и финансовые ресурсы в их развитие".

Пакет объемом более 22% «Силовых машин» был продан РАО в декабре 2005 года за 103 млн долл., а Siemens купил 20,6% в январе 2006 года за 93 млн долл. Таким образом, «Интеррос» выручил за свою долю 666 млн долл., при этом капитализация «Силовых машин» с момента начала продажи компании стратегическим инвесторам выросла более чем в полтора раза.

Владимир Потанин решил продать 74% акций «Силовых машин» практически сразу после того, как компания была сформирована из отдельных производств. Первым потенциальным покупателем были Объединенные металлургические заводы, которые тогда принадлежали Кахе Бендукидзе. Предполагалось, что ОМЗ, поглотив «Силовые машины», распределит свои акции поровну между структурами г-на Бендукидзе и «Интерроса». Впоследствии не исключалось, что компания г-на Потанина продаст свою долю Siemens, ведь она будет стоить дороже, чем 74% акций одних «Силовых машин» (так как ОМЗ уже прошел листинг на Лондонской бирже, и объединенная компания могла быстро увеличить капитализацию). Однако сделка была сорвана. На встрече Владимира Путина и тогдашнего канцлера Германии Герхарда Шредера с бизнес-кругами двух стран в июне 2004 года Siemens сообщил руководителям государств о планах приобрести все акции российской компании у «Интерроса» и о том, что подал соответствующую заявку в антимонопольную службу. Участники той встречи рассказывали, что к предложению немецкого концерна все отнеслись достаточно серьезно, так как отрасль нуждалась в иностранных инвесторах и современных технологиях. Покупать же половину ОМЗ Siemens, разумеется, не хотел. После этой встречи «Интеррос» уже был готов продать «Силовые машины» немцам.

Однако неожиданно выяснилось, что Siemens не единственный претендент на «Силовые машины», интерес к покупке энергомашиностроительной компании выразил «Базовый элемент». К тому же оказалось, что «Силовые машины» помимо турбин для электростанций производят продукцию для оборонного комплекса страны, то есть отдавать контроль иностранцам в такой компании нельзя. В результате правительство Михаила Фрадкова в лице ФАС отказало немецкому концерну в покупке, а «Базовому элементу», напротив, сделку разрешило.

Однако против такого поворота событий выступил глава РАО Анатолий Чубайс. Ведь получалось так, что вся российская электроэнергетика, которая в результате реформы будет развиваться быстрыми темпами из-за притока масштабных инвестиций, будет зависима от его идеологического противника -- Олега Дерипаски (по замыслу г-на Чубайса, в ближайшие пять лет «Силовые машины» должны увеличить объем продаж с 680 млн до 1,5 млрд долл. в год). И в итоге «Интеррос» заявил, что пересмотрел свою стратегию выхода из «Силовых машин»: он сообщил о намерении сохранить блокирующий пакет акций компании, привлечь к управлению государство и иностранного стратегического инвестора и выйти из проекта тогда, когда капитализация достигнет 1,5--2 млрд долл. На тот момент она составляла чуть более 400 млн. Представителем государства стало РАО «ЕЭС», иностранным инвестором -- Siemens. При этом РАО получило в управление акции, принадлежащие «Интерросу». Сейчас же, когда капитализация «Силмашин» достигла продекларированной отметки, компания г-на Потанина вышла из состава акционеров энергомашиностроительного предприятия.

Но изменения в структуре собственности «Силовых машин» на этом не заканчиваются. Siemens не оставил попытки нарастить свою долю и хотел даже воспользоваться преимущественным правом покупки пакета «Интерроса», правда, после отказа ФАС в разрешении такой сделки передумал. Теперь у него есть шанс попробовать увеличить свой пакет весной -- когда РАО, готовящееся к реорганизации, будет продавать блокпакет (по цене не ниже 460 млн долл.). Впрочем, очевидно, что и г-н Мордашов, и г-н Дерипаска также будут претендовать на этот пакет: первому (как и Siemens) он позволит получить контроль над российским энергомашиностроением, а второму -- не отдать контроль над отраслью конкуренту или кому бы то ни стало.

Пока же, по информации «Времени новостей», РАО потеряло контроль над управлением акциями, проданными «Интерросом» г-ну Мордашову, а потому нельзя исключать перестановок в руководящих органах «Силовых машин» (как известно, компанию возглавляет технический директор РАО Борис Вайнзихер). Впрочем, в окружении г-на Мордашова эту тему предпочитают не комментировать, указывая, что поспешных решений принято не будет.

Николай ГОРЕЛОВ