Российские власти, несмотря на
непрекращающийся рост цен, отказываются признать очевидное. Годовой прогноз по инфляции пересматриваться не будет, заявил вчера директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач. При этом он наконец решился сказать вслух то, что и так уже было очевидным. Показатель инфляции -- это политический вопрос, поэтому он не может быть пересмотрен в сторону повышения. Однако делать это все же придется. По словам г-на Клепача, по итогам года этот показатель будет «несколько выше». «А при сохранении сложившейся динамики даже не несколько», -- подчеркнул он.
Прирост цен за январь--август составил 6,7%. При этом в августе, на который правительство возлагало большие надежды, инфляция составила 0,1%. Однако с началом осени рост цен вышел на новый виток. «По предварительным данным, за двадцать дней сентября инфляция составила 0,3%. В целом по сентябрю мы ожидаем 0,4%», -- заявил г-н Клепач. Таким образом, к 1 октября инфляция составит уже 7,1% при годовом прогнозе 8%.
Уже практически не сыскать аналитика, который бы утверждал, что достижение этой цели возможно. Оценки экспертов колеблются в коридоре от 8,2 до 8,7%. Иными словами, все-таки ниже прошлогодних 9%.
По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, у монетарных властей есть инструменты для того, чтобы удержать инфляцию в заложенных рамках, но вряд ли от этого будет больше пользы, чем вреда. «У денежных властей есть возможности для снижения инфляции до заложенных в бюджете показателей. Но для этого им необходимо жестко ограничить объем денежной массы, не обращая внимания на нехватку ликвидности. Кроме того, нельзя забывать, что эта мера приведет к снижению темпов экономического роста. Причем не сразу, а с лагом в один-два года», -- полагает экономист.
Вчера МЭРТ обнародовал цифры уточненного прогноза социально-экономического развития до конца года и на ближайшие три года. Все макроэкономические показатели, кроме инфляции, подверглись значительной коррекции. Так, рост ВВП по итогам года повышен на 0,8%, -- с 6,5 до 7,3% (в августе ВВП вырос на 6,4% по сравнению с августом прошлого года, а за восемь месяцев с начала года -- на 7,7% по сравнению с тем же периодом 2006 года).
Показатель роста промпроизводства также повышен -- с 5,2 до 6%. Некоторое снижение темпов роста производства ВВП и промпроизводства в августе г-н Клепач объясняет относительно высокой базой августа прошлого года, а также некоторым снижением темпов роста инвестиций. Инвестиционный бум, напомнил он, как раз начался в августе-сентябре прошлого года, поэтому сейчас из-за высокой базы прошлого года, по его словам, динамика роста инвестиций замедляющаяся. В то же время темпы роста промпроизводства могут быть достаточно высокими из-за того, что в конце прошлого года как раз наблюдалось замедление промышленного роста, отмечает чиновник.
Андрей Клепач констатирует, что мировой кризис ликвидности до России пока не докатился, и неизвестно, доберется ли вообще. «Если и скажется, то не раньше зимы», -- сказал он. Сильного оттока капитала из России в связи с кризисом ликвидности на мировых рынках не наблюдалось, чистый отток частного капитала в августе, по оценке ЦБ, составил 5,5 млрд долл. «Сейчас можно будет говорить о восстановлении притока капитала. Картина прогноза по году не меняется», -- сказал он.
По мнению консультанта Экономической экспертной группы Марии Катарановой, то, что другие макропоказатели пересмотрены, причем порой весьма существенно, а показатель по инфляции нет, как раз и свидетельствует о том, что этот показатель надо рассматривать не как экономический индикатор, а как политическую установку. При этом все аналитики сходятся во мнении, что демонстрация властями намерения бороться с инфляцией важнее абсолютных цифр. «Принципиально важно, чтобы инфляция снижалась, -- отмечает г-н Ясин. -- Пусть не резко, но неизменно. Но если инфляция скачет и создает эффект неопределенности, то это ведет к снижению деловой активности и нервирует население. А самое главное, что высокий показатель инфляции указывает на избыток денег в стране, которые не реализуются в бизнесе». Такого же мнения придерживается и г-жа Катаранова. «На мой взгляд, основная задача правительства -- сохранить понижательный тренд, чтобы инфляция в этом году была ниже прошлогодней, то есть менее 9%. Правительству необходимо добиться доверия экономических агентов к действиям властей», -- полагает она.