Время новостей
     N°174, 25 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.09.2007
Внутриклассовое расслоение
Школьных учителей иностранного языка превращают в привилегированную касту
Столичные чиновники рассорили школьных педагогов русского и иностранного языка. Причем из самых лучших побуждений. Внутриклассовое расслоение началось с нового учебного года, когда в московских школах узнали о повышении зарплат преподавателям иностранного. Их оклады по единой тарифной сетке (ЕТС) с 1 сентября вдвое превышают оклады остальных предметников. Таким образом, в мэрии, похоже, решили, что городская политика материального поощрения учителей будет обосновываться не столько профессионализмом учителей, как то подразумевает нацпроект «Образование», сколько востребованностью в регионе того или иного школьного предмета.

В этом учебном году иностранные языки в Москве поставлены во главу всей учебной программы. Закрепило эту негласную иерархическую лестницу знаний еще постановление правительства города от 12 декабря 2006 года, предусматривающее ряд мер по «повышению качества преподавания иностранного языка в школах». Ключевой мерой, естественно, стало выделение финансов на повышение зарплат учителей иняза. Как ранее отмечал недавно руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк, школьные преподаватели английского, французского, немецкого, испанского «должны зарабатывать столько же, сколько люди со знанием иностранных языков в филиалах зарубежных компаний».

С прошлого года педагоги об этих обещаниях успели и позабыть. Но сейчас, когда в школьные бухгалтерии «спустили» новые тарифные сетки, обстановка в педагогических коллективах стала накаляться. Ведь опытный учитель иностранного благодаря интересу к языку со стороны столичных чиновников сможет зарабатывать до 40 тыс. руб. Столько, по словам председателя московского горкома профсоюза работников народного образования и науки Сергея Кузина, зарабатывает далеко не каждый директор московской школы. И это уже стало причиной «локальных проблем» в коллективах общеобразовательных школ. По мнению представителей профессионального сообщества, подобное расслоение внутри традиционно женских педагогических коллективов стало раздражителем, неминуемо ведущим к «обострению как климата внутри школы, так и социальной обстановки в целом».

Как рассказал «Времени новостей» г-н Кузин, в офисе профсоюза не смолкают звонки возмущенных педагогов. Особенно, по его словам, негодуют учителя русского и литературы, подозревая, видимо, московское правительство в предвзятом отношении к родной речи. Хотя на самом деле причина для возмущения все же несколько иная. «Конечно, резкое точечное повышение оплаты учителей иняза произошло на фоне общего роста окладов единой тарифной сетки бюджетников, в рамках которого заработная плата обычных педагогов выросла на 33%, -- отмечает профсоюзный лидер, -- но разница в заработках будет довольно существенной».

Так, по словам Сергея Кузина, средняя заработная плата учителей самой массовой категории (12--14 разряда) с нового учебного года вырастет с 17 тыс. до 23 тыс. руб. У «иностранцев» с учетом намеченного мэрией роста учебной нагрузки она будет почти вдвое больше. Кроме того, и без того востребованные в столице такие специалисты (дефицит выпускников иняза в городских школах оценивается в 5 тыс. человек), как преподаватели иностранного языка, могут и без того позволить себе дополнительный заработок: репетиторство и частные уроки. В профсоюзе работников образования опасаются, что в рамках одной из самых массовых профессий может случиться раскол, подобный тому, что произошел после административного разделения медиков в рамках нацпроекта «Здоровье» на высокооплачиваемых врачей первичного звена и «прочих специалистов». «Выравнивать специалистов с врачами общей практики пришлось за счет московского бюджета, им тоже добавили 10 тыс. руб.», -- напомнил г-н Кузин. И тут же посетовал на то, что в результате всех реформ «средняя зарплата педагога стала ниже средней зарплаты медика сопоставимого разряда ЕТС на 13 тыс. рублей».

Однако городские чиновники констатируют, что даже в социальной сфере вынуждены руководствоваться условиями рынка. Как рассказали «Времени новостей» в департаменте образования Москвы, «на кадры со знанием иностранного языка сегодня в городе слишком большой спрос, и общеобразовательным учреждениям приходится конкурировать за специалистов с коммерческими структурами». Поэтому московское правительство вынуждено идти на несправедливые в отношении других педагогов меры. «Мы должны сохранить привлекательность работы в московских школах», -- заявил пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов. В частности, помимо двукратного увеличения заработной платы учителям иностранного языка в целях «закрепления педагогических кадров», за организацию внеклассной работы независимо от учебной нагрузки в обычных школах им обещали дополнительную надбавку в размере 15% от ставки ЕТС. А преподавателям спецшкол с углубленным изучением иностранного -- столько же за «особые условия», то есть за классное руководство, проверку тетрадей и экспериментальную деятельность в школе.

В Мосгордуме считают, что эта мера хоть и неоднозначная, но необходимая. По словам председателя комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича, у города две альтернативы: «Либо мы допускаем дифференциацию учителей, либо допускаем дефицит тех педагогов, в которых московское образование остро нуждается». Г-н Бунимович уверен, что, выбрав второе, московские власти «острых конфликтных ситуаций в педагогической среде не вызовут». Тем более что, по его словам, это значительно облегчит жизнь родителям московских школьников, которые до настоящего момента неофициально спонсировали дополнительное обучение детей иностранному языку.

Надо заметить, что подобное разделение предметников московскими чиновниками практиковалось и ранее. Как рассказали «Времени новостей» в московском профсоюзе работников народного образования и науки, пять лет назад некоторые преференции в заработной плате устанавливали для учителей физкультуры и русского языка. «Эта политика оправдывала себя», -- признает Сергей Кузин. Однако, по его мнению, чиновникам все же необходимо учитывать не только требования рынка, но и определенные нюансы профессии, по-прежнему считающейся малопрестижной среди молодых специалистов. В московских школах преимущественно работают учителя пенсионного и предпенсионного возраста, а молодежи насчитывается не более 20%. Но и эта статистика, судя по всему, не отражает реального положения вещей. Ведь ведется она, по словам г-на Кузина, по первому году работы нового специалиста в школе. «Первые три года молодым специалистам доплачивают 40%, но после считается, что человек прикипел к работе, и учитель доплат лишается. И в итоге нередко уходит из системы образования», -- пояснил профсоюзный лидер. Кроме того, даже нынешнее повышение, по его мнению, не сделает ни преподавание иностранного языка, ни профессию учителя в целом престижной в глазах мужской части населения.

Юлия ХОМЧЕНКО