|
|
N°11, 23 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Высокие технологии -- это не нефть
Постигшее инвесторов разочарование в высоких технологиях в прошлом году Россию затронуло меньше, чем другие страны. Бурно развиваются сотовые операторы, обеспечившие российскому сектору связи 15,5% прироста за 2001 год (при общем увеличении ВВП страны на 5,5%). Объем продаж бытовой электроники и компьютерной техники наконец-то превзошел уровень докризисного 1997 года, о котором еще недавно вспоминали с тоской. Впрочем, на рынке высокотехнологичной продукции сейчас правят бал иностранцы. Россияне на hi-tech зарабатывают намного меньше, хотя разработки отечественного военно-промышленного комплекса в прошлом нередко воплощались в зарубежных новинках. Так, один из двух основных мировых стандартов сотовой связи -- CDMA -- был создан в советских вооруженных силах еще в конце 30-х годов прошлого века.
В российском секторе радиоэлектроники работает больше 750 предприятий и организаций, связанных с оборонным госзаказом или принадлежащих государству, со штатом 450 тыс. человек. Все эти предприятия находятся в ведении специального органа федеральной власти -- Российского агентства по системам управления, созданного в 1999 году. Об итогах работы РАСУ в 2001 году и планах на следующий год корреспонденту газеты «Время новостей» Роману ДОРОХОВУ рассказал генеральный директор агентства Владимир СИМОНОВ.
-- Сейчас уже можно говорить о предварительных итогах прошедшего года. Какие события и цифры вы бы выделили?
-- Мы посвятили 2001 год определению базовых основ, которые формируют наши действия на ближайшие десять лет. Теперь мы приступаем к развитию всех направлений этой политики в радиопромышленности, электронной промышленности, промышленности средств связи. Планируем существенно реструктурировать агентство для создания мощных интегрированных структур, которые могли бы стать основополагающими, или, как раньше говорили, точками роста нашей промышленности.
Объем экспорта в прошлом году у нас ниже, чем в 2000-м (тогда он составил около 600 млн долл.). Впрочем, это объясняется тем, что ряд контрактов на экспорт вооружения и военной техники был заключен в конце года, и доходы по ним будут поступать постепенно. Благодаря новым контрактам в нынешнем году мы значительно перевыполним объем не только прошлого, но и позапрошлого.
В минувшем году утверждена федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса» -- очень важно, что она принята в варианте агентств (в число которых входит и РАСУ. -- Ред.). Кроме того мы сформировали «Основы государственной политики в области развития электронной компонентной базы». Надеюсь, что президент подпишет в ближайшие дни этот документ, и мы наконец получим четкие ориентиры: в чем нуждается государство, что оно может себе позволить, какие кредитные линии может предоставить для создания новых производств в базовой области -- электронике. Мы делаем акцент на коллективы разработчиков, создающих софтвер -- новый программный продукт. На его базе будут образованы новые классы интегральных схем, других приборов электронной техники, так называемых «систем в кристалле».
Мы также подготовили и в ближайшее время представим в правительство концепцию развития отечественных средств связи. В ней мы тоже четко определили, что можем сделать сами, а что будем покупать за рубежом. У нас нет бездумной погони за приоритетом отечественного производителя. Например, так называемую «последнюю милю» (телефонную связь от узла связи до конечного потребителя. -- Ред.) для пользователя в сельской местности, малых городах, поселках значительно выгоднее делать самим, чем покупать за рубежом, и т.д.
-- В мае прошлого года случилось и печальное событие -- сгорел пункт управления космической группировки системы предупреждения о ракетном нападении в Калужской области. Какова сейчас ситуация с этим объектом?
-- Мы посчитали важным совместно с Минобороны провести ее восстановление спокойно, без сенсаций. Объем работ, конечно, был не меньше, чем по другим крупным авариям. Центр был восстановлен мгновенно -- в том же месяце -- по временной схеме, а затем полностью реконструирован, модернизирован и введен в штатный режим.
-- В ведении РАСУ уже находятся десять холдингов, есть планы создать еще столько же. Как сейчас обстоят дела с реструктуризацией агентства?
-- Чтобы холдинги могли нормально работать, нужно в корне менять нормативно-правовую базу. Создаваемые структуры не могут функционировать в действующем правовом режиме, потому что это экономически неэффективно. Например, есть проблемы с внутрифирменным НДС, со взаимоотношениями управляющей структуры и предприятия в холдингах. Мы не можем ни дать гособоронзаказ холдингу (конкретному предприятию), ни заключить контракт с холдингом на экспорт продукции за рубеж в области военной техники.
Шаблона для создания новых холдингов нет, мы его создаем с нуля. Мы рассчитываем, что специально созданная в Минпромнауки рабочая группа под руководством Ильи Клебанова достаточно быстро согласует с правительством и в течение года внесет в Думу те законы, которые дадут холдингам возможность начать работать уже с 2003 года. Будут также акционированы более 200 госпредприятий и подготовлены к работе в составе концернов с 2003 года.
-- Как вы строите отношения с инвесторами -- как из ближнего, так и из дальнего зарубежья?
-- Привлечение и использование инвестиций в России -- вопрос номер один, а уж тем более в столь сложной, полузакрытой сфере. Мы сейчас разрабатываем инвестиционную программу отрасли.
Мы довольны сотрудничеством с Белоруссией: успешно работает МАК «Вымпел», создавший, в частности, оборудование для радиолокационной станции в Барановичах -- станция слежения за летательными объектами в западном секторе наших границ и до Атлантики. Еще один успешный проект -- МФПГ «Электронные технологии», известный всем «Союзный телевизор». Хотя все долго иронизировали и выдавали неутешительные прогнозы по поводу этого проекта, мы уже миллион телевизоров в год выпускаем совместно. Очень большие надежды возлагаю на работу в области создания совместных систем управления между российскими и белорусскими предприятиями -- разработчиками систем управления. Это проект текущего года.
Недавно наша делегация провела переговоры в Китае сразу по нескольким проектам. В ближайшее время мы сформулируем предложения об организации производства телевизоров в Подмосковье совместно с китайской компанией TCL. Этот крупный китайский производитель подсчитал, что телевизоры необходимо выпускать именно здесь. Еще один проект -- совместное с китайской ZTE производство GSM-трубок в Перми. Мы также содействуем сборке цифровых АТС в Уфе совместно с Huawei. Созданные мощности при максимальной загрузке сделают это предприятие крупнейшим производителем такого оборудования в России. Еще одно направление взаимодействия с Китаем -- мобильные носимые земные станции спутниковой связи. Мы также внимательно рассматриваем предложение китайских партнеров о совместном производстве видео DVD и DVD-ROM.
-- В конце прошлого года вы объявили о переговорах с французской Alcatel. Как они проходят?
-- Довольно сложно. Ведет их Минсвязи, а мы участвуем как третья сторона -- будущий сопроизводитель оптоволокна для кабеля. Но пока мировой кризис в этой сфере не завершится, ни о каких инвестиционных проектах в России речь, наверное, идти не может. Пока фирма Alcatel не сказала свое слово, хотя должна была.
-- Как развивается проект создания отечественных компьютеров, в том числе «Эльбрус»? Несколько лет назад он был приостановлен из-за нехватки финансирования.
-- Уже найдены крупные американские и итальянские инвесторы для совместного выпуска компьютеров. Как известно, «Эльбрус» разработала команда Бориса Бабаяна, контактирующая по ряду вопросов с американскими инвесторами. Это действительно уникальные разработки.
По архитектуре собственных суперкомпьютеров мы точно находимся в тройке мировых лидеров, поэтому нет особой опасности в том, что в США нас поставили в третью группу по импорту американских суперкомпьютеров, ограничив тем самым производительность ввозимых сюда моделей. Наша цель -- создать условия для экспорта российских суперкомпьютеров за рубеж. Дело тут за разрешением правительства на экспорт.
-- По каким направлениям будет развиваться РАСУ?
-- Мы будем рекомендовать вкладывать и государственные, и внебюджетные средства, и средства предприятий прежде всего в технологии и разработки электронной элементной базы. Девять десятых мы можем покупать, например, на стороне, но одну десятую интеллектуального продукта мы обязаны и будем делать сами. Базой инвестиционной программы будет именно создание изделий электроники.
В планах также разработка микропроцессорных интеллектуальных платежных карт, которая ведется вместе с большой группой банков.
Еще одно важное направление -- работа по приземлению понятий СALS-технологий (система автоматического компьютерного сопровождения изделия -- его разработка, производство, эксплуатация и утилизация. -- Ред.) на нашу действительность. Она подразумевает изменение ментальности разработчика и производителя. Агентство вместе с Минпромнауки и рядом других агентств возьмет два-три сквозных проекта по применению CALS-технологий и будет их реализовывать в течение этого года. Зарубежному читателю немного странно все это слышать -- там CАLS-технологии хорошо развиты. Но 90-е годы практически обнулили все попытки создания новой техники. И только в конце 90-х -- особенно в два года -- мы опять реально взялись за определенное дело. Хотя очень трудно переламывать менталитет наших отдельных руководителей и партнеров, прежде всего имеющих средства. Всем нужны быстрые деньги, а на hi-tech (не путать с интернет-технологиями) быстрые деньги не сделаешь. Это не нефть.
Созданное в 1999 году Российское агентство по системам управления (РАСУ) унаследовало некоторые функции Минэкономики: проведение госконтроля в радиопромышленности, электронной промышленности и промышленности средств связи. Вместе с Минобороны и другими госструктурами РАСУ формирует оборонный госзаказ и следит за его исполнением. Стратегия реформирования отрасли, которую проводит РАСУ, направлена на создание крупных концернов. Вместе предприятиям «оборонки» будет легче победить в жесткой конкуренции с иностранными производителями -- как на внутренних рынках, так и за рубежом, считают в РАСУ.
В состав РАСУ входит десять холдингов: МAК «Вымпел» (разработка стратегических систем сдерживания), промышленная компания «Концерн «Антей» (системы и средства ПВО сухопутных войск (С-300), торговое и холодильное оборудование), холдинговая компания «Ленинец» (разработка и производство авиационных средств, систем управления вооружением авиации), МФПГ «Оборонительные системы» (производство комплектации систем ПВО и организация экспорта систем и комплексов ПВО), «Российская электроника» (разработка и производство средств электроники, микроэлектроники и СВЧ), МФПГ «Электронные технологии» (организация международной кооперации научно-производственного потенциала по разработке и производству электронной техники), МФПГ «Интернавигация» (разработка и производство средств навигации в рамках федеральной программы по использованию глобальной навигационной спутниковой системы «Глонасс» в интересах гражданских потребителей и программы «Российский навигационный план»), «Фазотрон-НИИР» (разработка и производство систем управления вооружения истребительной авиации), РГНПО «Автоматика» (системы и средства шифротехники, криптографии), концерн «Радиотехнические и информационные системы» (разработка и изготовление бортового оборудования для нужд ПВО и авиации). Сейчас РАСУ создает еще десяток концернов, среди них «Созвездие» (разработка и производство систем связи и управления для мобильных сил и ТЗУ), концерн «Красная заря» (разработка и выпуск оборудования для территориальных систем связи оперативно важных районов и систем связи ВМФ), концерн «Радиоприбор» (создание и производство радиоизмерительной аппаратуры и метрологического оборудования).
Беседовал Роман ДОРОХОВ