|
|
N°11, 23 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бельгию опять беспокоят педофилы
В Бельгии вновь разразился политический скандал, связанный с делом о педофилах. Сенатор от правящей партии «Фламандские либералы и демократы» Жан Мари Дедеккер навестил в тюрьме Марка Дютру, который с августа 1996 года ожидает суда по обвинению в педофилии. Ничего незаконного г-н Дедеккер не совершил, поскольку действовал с санкции министра юстиции. Скандал же в том, что он провел с собой журналиста частного фламандского телеканала ВТМ, выдав его за своего помощника. Тот записал интервью обвиняемого, и в понедельник оно прозвучало в эфире.
Оппозиция потребовала, чтобы сенатор сдал свой мандат, а министр юстиции Марк Вервилген ушел в отставку. Премьеру Ги Верхофстадту пришлось обозначить свою позицию, слегка пожурив двух товарищей по партии. Скорее всего отставка им не грозит. А вот журналист, взявший интервью, может предстать перед судом как соучастник Дютру. По бельгийским законам обвиняемый может знакомиться с обвинительным заключением, но не имеет права разглашать его. Следователи внимательно изучают текст интервью, выявляя в нем возможные фрагменты многотомного документа.
На следствии Дютру отказывался давать откровенно признательные показания. В телевизионном интервью он заявляет, что «абсолютно и кругом виноват». Однако при этом утверждает, что он сам и его жена Мартина были лишь «шестерками» в обширной криминальной паутине, которую бельгийские правоохранительные органы боятся трогать. Никаких имен, как и в ходе следствия, обвиняемый не назвал. И только намекнул, что это могущественные политики и финансисты.
В июле 1995 года под Льежем пропали 8-летние Жюли и Мелисса. Спустя месяц во время отдыха на бельгийском побережье таинственно исчезли еще две девушки-подростка -- Анн и Эфье. Кто-то видел, как после дискотеки они садились в попутную машину. В мае следующего года при похожих обстоятельствах пропала 12-летняя Сабина, а в августе -- 14-летняя Летисия. Опять же кто-то заметил, что она садилась в белый пикап. Наконец в августе 1996-го следствие вышло на Дютру, который еще в 1989 году был приговорен к 13 годам тюрьмы за похищение и изнасилование малолетних. По этому обвинению он отсидел лишь три года и был амнистирован за примерное поведение.
15 августа 1996 года в подвале дома Дютру нашли Сабину и Летисию, которые рассказали, как их насиловали перед телевизионными камерами. А через два дня Дютру показал места в своем дворе, где закопал Жюли и Мелиссу, умерших от истощения еще в декабре, когда Дютру арестовали за торговлю угнанными машинами. В сентябре обнаружились могилы Анн и Эфье.
Дело приобрело государственный резонанс. Похороны жертв вылились в общенациональный траур. Бельгийцы вышли на улицы с белыми воздушными шарами. «Мы вам положили большое жалованье. Не можете его отработать -- уйдите!» -- гласили транспаранты. Министры юстиции и внутренних дел ушли в отставку. Правоохранительные органы страны претерпели глубокую реформу.
С годами дело педофилов постепенно забывалось. Новый всплеск произошел в 1997 году, когда Дютру нагло сбежал из тюрьмы Нешато. Граждане снова спросили, что же это за государство, которое допускает подобное разгильдяйство. Собственно, попытка побега стала роковой для обвиняемого. Она позволила осудить его по очевидному факту и пока не выпускать из тюрьмы. Иначе его пришлось бы отпустить на свободу, ведь предъявленные ему обвинения до сих пор не доказаны в полной мере. Бельгийцы надеются, что ответ на вопрос, действительно ли Дютру был «шестеркой» в международной сети по торговле детьми, будет дан на суде.
Александр МИНЕЕВ, собкор. «Новой газеты», -- специально для газеты «Время новостей», Брюссель