Меморандум о сотрудничестве между российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и государственным авиастроительным концерном (ГАК) «Авиация Украины», подписанный месяц назад в ходе международного авиасалона МАКС-2007, не предполагает в обозримом будущем обмена акциями двух государственных отраслевых объединений. Об этом сообщил генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс (АК) им. С.В. Ильюшина» Виктор Ливанов в прошлый четверг в Киеве. Г-н Ливанов, который является членом правления ОАК и отвечает в нем за программы транспортной (грузовой) направленности, встретился в украинской столице с генеральным директором ГАК Олегом Шевченко.
Раскрывая содержание меморандума, которое до тех пор не было обнародовано, г-н Ливанов одной из важнейших его статей назвал ту, где «стороны договорились проводить совместную маркетинговую политику на внутренних и мировых рынках, максимально исключая возможность нанесения вреда друг другу взаимно не согласованными действиями». «Что скрывать: у нас есть проекты, которые несколько конкурируют друг с другом. Поэтому главное -- договориться о совместной маркетинговой политике, так как мы глубоко убеждены, что конкурировать надо не России с Украиной, а России и Украине с третьими странами», -- сказал г-н Ливанов.
Кроме того, ОАК и ГАК договорились разработать единую продуктовую стратегию в областях рамповой и гражданской авиации. Эта задача облегчается тем, что ни один из существующих сегодня типов самолетов под маркой «Антонов» не является чисто украинским либо чисто российским продуктом. Все они выпускаются и эксплуатируются при участии поставщиков комплектующих из обеих стран.
Переходя к конкретным проектам, г-н Ливанов сообщил, что две стороны согласились совместно продвигать на мировой рынок («в том числе на российский», уточнил он) два самолета: Ан-70 и Ил-76. До сих пор конкуренция между этими рамповыми машинами, сходными по некоторым ключевым характеристикам, за заказ Министерства обороны России служила неистощимым источником российско-украинских конфликтов, в том числе (время от времени) и на высшем правительственном уровне.
В прошлом году Россия, казалось бы, окончательно отказалась от участия в проектировании Ан-70 и от последующей закупки этого самолета. Решительным противником Ан-70 (и столь же горячим сторонником Ил-76) выступал среди прочих тогдашний главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов. Меморандум ОАК--ГАК фиксирует радикальное смягчение российской позиции в этом вопросе. «Если мы объединим наши усилия, то, я уверен, мы найдем нишу и для одного самолета, и для другого. И не только в наших странах», -- оптимистично заверил киевских коллег и журналистов делегат ОАК. Он, правда, тут же оговорился, что не может говорить от лица российского Минобороны и не готов обещать, что именно это ведомство станет первым покупателем Ан-70.
Кроме того, документ упоминает те совместные проекты, по которым стороны и так более или менее успешно сотрудничают: Ан-140, Ан-148, Ан-124. Из задач будущего г-н Ливанов назвал две. По его словам, Россия пригласит Украину к участию в совместной с Индией разработке среднего военно-транспортного самолета МТА, когда достигнет на этот счет соглашения с самой Индией. По словам г-на Ливанова, российско-индийское межправительственное соглашение по МТА ожидается в ближайшие полтора месяца, не позднее декабря.
А в России ОАК и ГАК «признали целесообразным» разработать концепцию совместного участия в проекте самолета МС-21 -- пассажирского лайнера, разработку которого ОАК планирует в ближайшие годы.
Что же касается организационного слияния двух структур, то его не будет. Строго говоря, обмен акциями, о котором упомянул г-н Ливанов, со стороны ГАК сейчас чисто технически невозможен, так как госконцерн не акционирован. Однако в перспективе эта трудность исчезнет. «Следующий этап -- обязательное акционирование концерна», -- заявил присутствовавший тут же глава ГАК Олег Шевченко.
«Наша стратегическая задача -- объединение российского и украинского авиапрома», -- несколько раз повторил г-н Ливанов. Впрочем, стороны все же видят это объединение не слишком тесным, во всяком случае в обозримом будущем. Отвечая на настойчивые вопросы украинских журналистов, г-н Шевченко сказал, что он выступает за «партнерские отношения» между ОАК и ГАК, подразумевая, как можно было понять из его слов, просто работу по двусторонним коммерческим контрактам. «Что касается обмена акциями, над этим надо еще поработать», -- осторожно заметил глава ГАК по-украински. «Я готов поддержать. Конечно, это будет только партнерский подход. Конечно, только на равных коммерческих основаниях!» -- немедленно отозвался г-н Ливанов, который, по его собственным словам, «не разговаривает на украинской мове, но все понимает».