Еврокомиссия готова закрыть глаза на некоторые вертикально-интегрированные энергоконцерны
Предложения
Европейской комиссии по реформированию рынков газа и электроэнергетики, официально озвученные в среду, вчера были опубликованы. Оказалось, что авторы идеи об отделении от энергоконцернов транспортных сетей в виде исключения готовы предоставлять возможность некоторым концернам сохранять вертикальную интеграцию. Очевидно, что эти исключения вряд ли будут в пользу «Газпрома», против экспансии которого высказались глава ЕК Жозе Мануэль Баррозу и комиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. Кроме того, вчера инициативы Еврокомиссии получили поддержку Организации экономического сотрудничества и развития. ОЭСР опубликовала первый доклад, посвященный анализу экономической ситуации в ЕС, в котором обосновывается необходимость расчленения вертикально-интегрированных энергетических концернов за счет выделения из них транспортной инфраструктуры.
Анализируя нынешнюю ситуацию в ЕС, авторы доклада отмечают, что принятые Европейской комиссией в 2003 году директивы относительно рынка газа и электроэнергии содержали целый ряд важных положений, в частности, предоставляя клиентам возможность выбирать себе поставщиков. Однако, по их мнению, данные директивы «не были правильно применены на деле государствами -- членами ЕС». В частности, это выражается в том, что вертикально-интегрированные гигантские корпорации сектора и сегодня имеют возможность «нелояльно» вести себя в отношении конкурентов, препятствовать выходу на рынок новых компаний и держать под контролем оптовые цены на энергоносители. Брюссель хочет оставить себе право предоставлять инвесторам в некоторые новые инфраструктурные проекты владеть транспортировкой газа или электроэнергии и одновременно заниматься их производством и сбытом на европейских рынках.
Как известно, говорится в документах Еврокомиссии, окончательно состоявшееся этим летом юридическое выделение газовых и электрических сетей из структур энергетических концернов, ими владеющих, порождает три типа проблем. Во-первых, компания -- оператор транспортной инфраструктуры может относиться к своему акционеру «лучше, чем к конкурирующим фирмам со стороны». Никаких конкретных примеров, подтверждающих это подозрение, авторы не приводят. Кроме того, что, по их мнению, проконтролировать наличие преференций и дискриминации «практически невозможно». Во-вторых, нет никаких гарантий того, что владелец труб и проводов не будет иметь преимуществ более оперативного доступа к информации о свободных мощностях. В-третьих, вертикально-интегрированный холдинг не имеет никаких стимулов вкладывать в развитие собственной инфраструктуры в интересах других участников рынка. «Статистические данные по инвестициям за последние несколько лет свидетельствуют: вертикально-интегрированные концерны реинвестировали значительно меньше средств, полученных от трансграничных операций, в развитие новых инфраструктурных объектов, соединяющих страны ЕС, чем полностью независимые компании-операторы», -- говорится в документах. Более того, они утверждают, что в последние десять лет цены на электричество у владельцев сетей были выше, чем у продавцов энергии, не имеющих собственной инфраструктуры.
Для того чтобы реализовать полное выделение транспортной инфраструктуры из энергоконцернов, ЕК предлагает странам Евросоюза следующую схему: «Акции вертикально-интегрированного концерна делятся на акции компании, владеющей сетями, и акции компании, занимающейся поставками. Впоследствии эти ценные бумаги могут быть переданы акционерам бывшей головной компании». Понимая, что схема выглядит не слишком убедительно, разработчики документа предлагают альтернативу -- передать инфраструктурные объекты в полное управление независимому оператору, у которого не будет никаких обязательств перед владельцами сетей и газопроводов.
При этом никакого особого подхода к газопроводным системам, которые в значительной мере заполняются импортным газом, не предполагается. «Ключом к заключению долгосрочных контрактов со странами-производителями является не владение инфраструктурой, а наличие стабильной базы потребителей, -- говорится в тексте. -- ЕС же, несомненно, остается высоко привлекательным газовым рынком вне зависимости от структуры собственности газораспределительных компаний, выделение труб из которых никак не повлияет на их способность конкурировать в сфере закупки газа».
Тем не менее Брюссель хочет сохранить для себя лазейку для обхода собственных нововведений для «правильных» проектов. «С целью стимулирования инвестиций добывающих и поставляющих концернов в новые транспортные объекты предлагается предусмотреть возможность временного исключения из правил таких проектов. Такие исключения будут применяться от случая к случаю, принимая во внимание экономику вложений, потребности внутреннего рынка и безопасность энергоснабжения», -- полагают авторы предложений. Сами проекты пока не перечислены, но любовь Брюсселя к трубам, позволяющим поставлять газ в обход России, не оставляет сомнений относительно списка фаворитов.