Правительство намерено остановить рост цен на зерно на внутреннем рынке и с этой целью приняло решение провести зерновые интервенции, а также ввести экспортную пошлину на зерно. И.о. министра экономического развития и торговли Герман Греф заявил вчера, что решение об условиях проведения интервенций уже принято и будет объявлено на следующей неделе. «Мы объявим о том, что зерновые интервенции будут проведены, если цены на зерно в России превысят установленный коридор», -- сказал г-н Греф, не назвав, правда, тот порог, после которого могут быть объявлены интервенции. «В этом случае (проведения интервенций. -- Ред.) мы договорились о введении экспортной пошлины на зерно в размере 10%», -- сообщил и.о. министра.
Зерно стало дорожать по всему миру летом в связи с неурожаями в ведущих странах-экспортерах, в частности в Канаде и Австралии. Не прибавлял оптимизма и прогноз урожая в России. До самых последних дней он был ниже, чем в прошлом году. Только в понедельник и.о. министра сельского хозяйства Алексей Гордеев объявил, что зерна будет собрано не 76 млн тонн, а столько же, сколько и в прошлом году, -- более 78 млн тонн. Кроме того, влияние на цены оказало увеличение спроса, прежде всего в странах Юго-Восточной Азии (Китай, являющийся крупнейшим импортером зерна, заявил недавно о намерении увеличить закупки еще на 10%), а также рост производства биотоплива, сырьем для которого служит зерно.
Все эти факторы привели к тому, что, например, в июле в России в зависимости от сорта пшеница стоила 5,7--6,3 тыс. руб. за тонну -- на 50--60% выше, чем осенью прошлого года. Хлеб в связи с этим подорожал с начала года почти на 20%, только в августе -- более чем на 5%. Увеличение стоимости зерна повлияло и на ценообразование в животноводстве, птицеводстве. Производители спирта уже заявили, что их продукция может подорожать к концу года на 25%.
Одним словом, попытка правительства остановить рост цен на зерно была вполне ожидаема. Вряд ли чиновники могли спокойно смотреть на то, как в преддверии выборов растут цены на основной социальный продукт питания. Да и для борьбы с инфляцией, которую кабинет министров все же надеется удержать в рамках 8-процентного прогноза, остановить удорожание зерна чрезвычайно важно.
Однако весь вопрос в том, когда начнутся зерновые интервенции (на эти цели в закромах накоплено 1,5 млн тонн зерна) и соответственно начнет действовать экспортная пошлина на зерно. Минсельхоз выступает против спешки. По мнению Алексея Гордеева, не стоит начинать интервенции до конца ноября, когда завершатся уборочные работы и будут подведены итоги урожая. Производители с министром солидарны, но выступают за еще более поздние сроки. Российский зерновой союз, например, считает, что товарные интервенции на зерновом рынке нельзя проводить раньше января 2008 года. Точку зрения участников зернового рынка понять можно: интервенции, которые приведут к падению цен на зерно, а также сдерживающая экспорт экспортная пошлина ухудшат экономическое положение крестьян, могут лишить их стимулов к увеличению производства зерна. При этом далеко не факт, что со снижением стоимости зерна автоматически пойдет вниз и цена не хлеб. В последние несколько недель в России цены на муку снизились, по данным мукомольного союза, на 5--10% в зависимости от региона. Но ценники на хлеб при этом не изменились.
А пока производители и зерновые трейдеры, похоже, по максимуму используют выгодную для них конъюнктуру на мировых рынках. Согласно данным аналитиков, по итогам сентября можно ожидать, что российский месячный экспорт зерна приблизится к своему рекорду, установленному в ноябре 2002 года, когда было вывезено 2,1 млн тонн.